Шарль Никола Кошен-младший

Однако, как ни тонок Гравело, как ни гибок Эйзен, Кошен-Младший1 все же еще интереснее их. Это истинный «художник века Людовика XV». Без Кошена мы не знали бы, как выглядели те праздники, фейерверки, балы и иллюминации, которые давались в честь всяких событий и которые на день, на два оживляли насупившуюся, тогда уже старомодную величавость Версаля. Без него мы не знали бы и того, как происходил «Le jeu du roi», как «Маркиза» выступала на своих домашних подмостках, как чествовал город Париж «Le Bienaime». Но, пожалуй, во всем огромном творении мастера нет более впечатляющих листов, как те, которые изображают погребальные церемонии над останками членов королевского дома и которые дают нам иллюзию, точно мы из ложи нарочно построенного «похоронного театра» присутствуем при внушительном спектакле Pompes funebres. «Веселый» XVIII в. не потому ли так окунался в оргии наслаждений, что там вдали ему все время чудился жуткий момент развязки, черный гроб и катафалк, уставленный скелетами?

Однако как раз книжные иллюстрации Кошена менее приятны, нежели такие же произведения его товарищей. Они менее жизненны, нежели работы Гравело и Эйзена, и в то же время более претенциозны. Дело здесь, впрочем, не в недостатке таланта, а в том, что грациозного Кошена уже стало мучить желание «вернуться к абсолютной красоте древних». Те шедевры, те знаменитые листы придворных торжеств исполнены мастером до 1751 г., до возвращения из того путешествия по Италии, которое он совершил, сопровождая — по желанию «Маркизы» — ее брата, и которое превратило его в завзятого антикомана. С этого же момента Кошен, при всей незначительности своей специальности согласно оценке академической табели о рангах, становится — благодаря влиянию на Мариньи (ставшего «директором строений») — настоящим, хотя и не вполне гласным «дирижером» художественной жизни Франции.


Иллюстрация из Овидьевых Метаморфоз (Ш. Эйзен)1 Фамилия Cochin дала ряд искусных художников-гравёров, из которых в XVII в. особенного внимания заслуживает Nicolas Cochin le Vieux (1610—1686). От этого «старого» Кошена, кроме гравюр с других мастеров, сохранились и оригинальные листы, напоминающие по композиции и по манере Калло, Беллу и Сильвестра. Неизвестно, к сожалению, в каком родстве с ним находился Charles Nicolas Cochin — сын и ученик превосходного гравёра Charles Nicolas Cochinle père (специализировавшегося на Шардене и Ватто) и Маделены Хортемельс, занимающей в истории гравюры довольно почетное место. Кроме того, Кошены были в родстве с семьями Тардье, Бель, Шерон, Дювивье, Авелин, СентОбен. Родился Charles Nicolas Cochinfils в Париже 22 февраля 1715 г. С раннего детства художник уже держал в руке карандаш и резец. Кроме того, он обнаруживал большие способности к наукам и особенно к языкам, знание которых сослужило ему большую службу в позднейшей деятельности. Кроме отца, наставником Ш.Н. был Леба, разрешивший юноше заниматься и офортом. Уже в 1731 г. художник рисует ряд парижских уличных типов, а в 1735 г. появляются первые его значительные работы: адресная карточка ювелира Страса и гравюра с Панини — изображение фейерверка, устроенного кардиналом де Полиньяк в Риме. Эти гравюры и определили на несколько лет направление таланта Кошена. Тем же годом помечен и первый из оригинальных листов, рисующих придворные празднества — «Иллюминация и фейерверк в Медоне 3 февраля 1735 г.». Далее следуют — «Иллюминация улицы Ферронри», «Аудиенция турецкого посла», «Катафалк королевы Сардинской в НотрДам». К 1745 г. относится целый ряд шедевров мастера: «Бракосочетание дофина в Версальской придворной церкви», «Спектакль 23 февраля», «Bal-pare 24 февраля» и «Маскарад с 25 на 26 февраля»; одинакового достоинства с этими листами является гравюра «Погребальная церемония в память дофины 24 ноября 1746 г.». В 1741 г. К. получил звание «назначенного» за рисунок «Гений художеств», но за недосугом К. заставил ждать со своим morceau de reception целых двадцать лет, что, впрочем, не помешало мастеру за это же время приобрести, благодаря своей личной близости к «директору строений» маркизу Мариньи, первенствующее значение не только в академической корпорации, но и во всей официальной художественной жизни Франции. Сближение с Мариньи произошло во время путешествия 1749—1751 гг. по Италии, куда всемогущая фаворитка отправила своего юного брата в заботе о создании из него тонкого мецената и достойного «министра изящных искусств». Этот план в значительной степени и удался, как кажется, более всего благодаря влиянию приставленного к Мариньи Кошена (другими спутниками Мариньи были аббат Леблан и архитектор Суффло).

Сразу по возвращении Кошена из Италии, его выбирают «par acclamation» в академики; в 1754 г. он — хранитель королевских рисунков, с 1755 г. — секретарь Академии; в 1757 г. — художник возведен в дворянство и награжден орденом св. Михаила (с того же года он исполняет обязанности художественного цензора). Увлечение древним искусством и назревавшим учением неоклассиков заставило К. приложить все старания, чтобы «исправить свой вкус», распроститься с «духом рокайли» и искать классического благородства. Свои достаточно сбивчивые идеалы он старался проводить" в жизнь не только словами и писаниями (преимущественно в «Mercure de France»), но и примером собственных работ, которые благодаря этому мало-помалу утратили первоначальную жизненность и приобрели тот же утомительно-фальшивый характер, которым отличается живопись Вьена или Рафаэля Менгса. Одним из свидетельств принадлежности Кошена к ложному классицизму служит и его пристрастие к аллегориям, в большинстве случаев крайне натянутым и рассудочным. Несмотря на длительный успех, последние годы мастер, которому казна задолжала большие суммы и который вел очень светский образ жизни, стал ощущать недостаток в средствах; к тому же в 1786 г. он сделался жертвой кражи со стороны своего родного племянника, взятого им на воспитание для того, чтобы хоть несколько оживить свой печальный дом холостяка. Революция совершенно пошатнула дела Кошена и расторгла лучшие связи этого верного приверженца аристократических идеалов в художественной среде. К. умер в Париже 29 апреля 1790 г., удрученный сознанием того, что он пережил свое время. Из работ последнего периода мастера заслуживает внимания длинный ряд тонких профильных портретов. Выставлялся К. в «Салоне» с 1741 по 1773 гг. и в 1781 г. Лучшие оригинальные рисунки К. находятся в Лувре. Один из самых значительных рисунков мастера — к его (неоконченной) гравюре «Игра короля в Версале» — хранится в библиотеке Имп. Академии Художеств. — См. Е. et J. de Goncourt «L'Art du XVIII s.», т. II, стр. 327— 452. и S. Rocheblave «Les Cochin» в серии «Les Artistes celebres».

Предыдущая глава

Следующая глава



Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Графики > Шарль Никола Кошен-младший
Поиск на сайте   |  Карта сайта