Огюстен де Сент-Обен

Чем, как ни известным «холодком» отличается от творения брата и творение Огюстена де Сент-Обен? Но здесь сказалась не столько разница в эпохе и в технических приемах, сколько в темпераменте1. Габриэль — явление совершенно исключительное именно по темпераменту, по своей странной встревоженности, по возбужденности, по стремительности, сказывающихся в каждом его обращении к жизни. Это в буквальном смысле слова «одержимый» художник. Напротив, внимательный, усердный и старательный Огюстен гораздо уравновешеннее. При этом, однако, спокойствие духа никогда не переходит у Огюстена в равнодушие и, во всяком случае, оно не мешает ему быть и остроумным летописцем жизни и выдающимся художником книги2.

Не в книге, впрочем, следует искать лучшее, что создано Огюстеном. Странное даже дело: в книгах он чаще выступает в качестве гравера, нежели в качестве рисовальщика-сочинителя. Лучшие же самостоятельные произведения мастера — это его тонкие профильные портреты и несколько отдельных эстампов, среди которых мы находим четыре знаменитых шедевра: «Таblеаu de portraits a la mode», «Прогулка на бульварах», «Бал» и «Концерт». Прекрасны, кроме того, многочисленные рисунки Огюстена и особенно более ранние среди них, исполненные под очевидным влиянием брата. Иные среди них — нервные, блестящие «тонированные» — легко даже принять за произведения «гениального Габриэля».

Несколько в стороне от других иллюстраторов стоит Марилье3. Огромное его творение очень разнообразно и пестро. В нем есть и произведения изумительной тонкости, и такие, в которых проступает рутина. В последние годы манера Марилье, выработавшаяся в непрерывном тревожении воображения, становится даже утомительной, и мастер почти смешивается с ремесленными поставщиками издателей. Однако для правильной оценки художника достаточно только вспомнить, что он автор иллюстраций к басням модного поэта, баловня салонов — Дора, и тогда сразу возникает представление о чем-то прямо волшебном в своей изысканности и грации.


1 Augustin de Saint-Aubin, младший брат Шарля Жермена и Габриэля де С.-О., родился в Париже 3 июня (по Bellier de Chavigneray) 1736 г. Ученик своего брата Габриэля и гравёров Фессара (1755 г.) и Л. Кара. Первые работы О. д. С.-О были декоративного характера; затем появились серии: «Пять чувств», «Уличные игры», «Савояры», «Mes gens» (1766 г.), а также отдельные листы: «Бал в Сен-Клу», «Promenades des Remparts» (1761 г.), «Le Concert», «Le bal paré» (1773 г.), гравированные его обычным сотрудником Дюкло. С 1777 г. С.-О. гравёр-рисовальщик при королевской (впоследствии Национальной) библиотеке. Выставлял С.-О. в «Салоне» с 1771 по 1804 гг. рисованные портреты, которыми мастер особенно славился, гравюры с других мастеров, иллюстрации. Последнее время он был занят большим листом портретов монархов Франции — вплоть до Наполеона. Умер мастер в Париже 9 ноября 1807 г. Огюстен де С.-О. гравировал с Гравело, Лепренса, Ресту, Грёза, Кошена (особенно портреты), Буше, Рослена. С него гравировали Дюкло, Куртуа, Жюльен, Море и др. Иллюстрированы Огюстеном ряд антикварных сочинений: «Description des Pierres gravées de Mgr. le Duc d'Orléans», «Monuments antiques inédits» и др. См. Edm. et J. de Goncourt «Les Saint-Aubin», Paris, 1859, и в издании «L'Art du XVIII s.», т. III, 105-262; Adrien Moureau «Les Saint Aubin» в серии «Les Artistes célèbres», Paris, 1894; Collet de Beaudicourt «Le peintre-graveur continué». Почти полный oeuvre гравюр Огюстена де С.-О. находится в Cabinet des Estampes, куда этот сборник пожертвован самим мастером. Оригинальные рисунки Огюстена хранились во времена Гонкуров в собраниях графа де ла Беродиер («La promenade des Remparts»), Детальера, Mulbacher.
2 Блестящих «виньетистов», специализировавшихся на чисто орнаментальных мотивах, целая плеяда; с ними соприкасаются и те архитекторы, которые издавали свои сочинения в виде сборников образцов. Назовем, по крайней мере, главных художников этой группы: основателя стиля Régence — Oppenord (1662—1742), фантастически разнузданного Juste Aurele Meissonier (1693—1750), создателя стиля rocaille — причудливого, знакомого уже нам Жермена де Сент-Обен, более сдержанных Babel, Seb. Slodtz, Cuvillier и Marvye, «классиков»: Choffard, Cauvet, Petitot, Salembier, Lalande, Delafosse, Prieur, Parizau, гравёров на дереве: Papillon, Berthault и Bachelier (последние два — специалисты по цветам). Прекрасные орнаментальные композиции принадлежат и многим «жанристам» — на первом месте Эйзену и Хюэ.
3 Pierre Clément Mariliier родился в Дижоне в 1740 г.; ученик тамошнего живописца Morelot, а с момента переселения в 1760 г. в Париж — Hallé. Необходимость заработка понудила М. всецело перейти на графику. Первый его работой была сюита шифров и цветов с Шарля Жермена де Сент-Обен, после чего последовали оригинальные виньетки к «Imitation de Jésus Christ» (изд. Барбу, 1764 г.), к драме Барта «Les amants malheureux» (1765), к поэме «Secchia Rápita» (1766), к поэме аббата Де-фонтена «Les bains de Diane». Две виньетки, исполненные M. в добавление к иллюстрациям Эйзена в книге «Les Baisers» Дора, сближают мастера с излюбленным в то время упадочником-поэтом, и дальнейшими свидетельствами этого сотрудничества являются, среди ряда других изданий, «Басни», изданные в 1772 г. (второе увеличенное издание 1773—1775 гг.). Кроме того, Марилье иллюстрирует целый ряд сочинений: Беркена, Баккюлара д'Арно, Вольтера, Геснера, Попа, Лагарпа (1780), Руссо, Ричардсона, Лесажа (1783), аббата Прево (1784), Кребильона-трагика, Гомера, гр. Кэлюса, Реньяра, снова Руссо (1788-1793). Одним из поздних шедевров мастера является сюита «Illustres Français» (1790), в которой медальоны и портреты великих людей он окружает всевозможными остроумными эмблемами. Последние произведения М. носят явный оттенок усталости. Сюда относятся иллюстрации к вольтеровской «Pucelle» (1795), к Библии (1783—1804), к «Элегиям» Проперция и к «Декамерону» Бокаччио (1802). Умер мастер 11 августа 1808 г. в своем поместьице, где он делил досуг между занятиями искусством и управлением своего округа. Оригинальные рисунки Марилье сохранились в большом количестве. Наиболее значительные серии их украшали собрания барона Джеймса Ротшильда, виконта де Соважа в Брюсселе, г. Берделе и парижскую Национальную библиотеку.

Предыдущая глава

Следующая глава


Летний сад при Петре Великом. 1902 г.

Фаэтон (Антуан Карон)

Св. Иероним (М.А. Караваджо)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Графики > Огюстен де Сент-Обен
Поиск на сайте   |  Карта сайта