Для просмотра информации о событии наведите курсор на точку. Также вы можете перемещать показываемый диапазон событий, нажимая кнопки вправо-влево на линии годов.

Вы также можете просмотреть текстовую версию истории жизни А.Н. Бенуа.

Рождение

Александр Бенуа (Alexandre Benois) родился 21 апреля 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье Николая Леонтьевича Бенуа и Камиллы Альбертовны Бенуа (урождённой Кавос). По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Прадед Бенуа по материнской линии К.А. Кавос был композитором и дирижером, дед - архитектором, много строившим в Петербурге и Москве; отец художника также был крупным архитектором, старший брат пользовался известностью как живописец-акварелист. Сознание юного Бенуа развивалось в атмосфере впечатлений искусства и художественных интересов. Детство и многие годы жизни А.Н. Бенуа прошли в Петербурге, в доме № 15 по улице Глинки, недалеко от Крюкова канала.

Поступление в гимназию

В 1885 - 1890 годах Бенуа учился в гимназии К.И. Мая, где он близко познакомился с Д.В. Философовым, К.А. Сомовым и В.Ф. Нувелем. В 1890 году к ним присоединился двоюродный брат Философова С.П. Дягилев, художник Лев Бакст и музыковед А.П. Нурок. Одновременно с обучением в гимназии Бенуа посещал классы Академии художеств, а также занимался изобразительным искусством самостоятельно и под руководством старшего брата Альберта.

Поступление в университет

Окончив гимназию в 1890 году, Бенуа поступает на юридический факультет Петербургского университета. Во время обучения он самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной).

Первые шаги к славе

В 1893 году Бенуа впервые выступил как пейзажист на выставке русского "Общества акварелистов". В том же году о написал главу о русском искусстве для третьего тома "Истории живописи в XIX веке" Р. Мутера, вышедшего в 1894 году, заявив о себе как талантливом искусствоведе. Русские переводы очерка Бенуа были опубликованы в 1894 году в журналах "Артист" и "Русский художественный архив".

Окончание университета

В 1894 году бенуа окончил юридический факультет Петербургского университета. В этом же году в Мюнхене была выпущена "История живописи в XIX веке" ("Geschichte der Malerei im XIX Jahrhundert") Р. Мутера, для которой Бенуа написал главу о русском искусстве, а также русскоязычные переводы его работы.

Должность хранителя коллекции

В 1895 году Александр Бенуа стал хранителем коллекции современной европейской и русской живописи и графики княгини М.К. Тенишевой. На этой должности он находился до 1899 года.

Организация русского отдела Мюнхенской выставки

В 1896 году Бенуа организовал небольшой русский отдел для выставки Сецессиона в Мюнхене. В этом же году совершил свою первую поездку в Париж, где писал виды Версаля, положив начало своим сериям на версальские темы, столь любимые им в течение всей жизни.

Создание серии акварелей

В 1897 году по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу - серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV" (1897-1898, Русский музей и др. собрания), - показав себя в ней самобытным художником. Эта серия надолго утвердила за ним славу "певца Версаля и Людовиков".

Создание "Мира искусства"

После имевшей успех русско-финляндской выставки в конце 1898 года создается объединение "Мир искусства", одним из основателей которого являся Бенуа. Вместе с С. Дягилевым он становится редактором и одноименного журнала, ставшего глашатаем неоромантизма.
Мотивируя возникновение "Мира искусства", Бенуа писал: "Нами руководили не столько соображения "идейного" порядка, сколько соображения практической необходимости. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Их или вовсе не принимали на большие выставки - академическую, передвижную и акварельную, или принимали только с браковкой всего того, в чем сами художники видели наиболее явственное выражение своих исканий... И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. К "непризнанным" присоединились те из "признанных", которым было не по себе в утвержденных группах. Главным образом, к нам подошли Левитан, Коровин и, к величайшей нашей радости, Серов. Опять-таки, идейно и всей культурой они принадлежали к другому кругу, это были последние отпрыски реализма, не лишенного "передвижнической окраски". Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему".
В дальнейшем проводятся ежегодные выставки объединения.
В том же году Бенуа создана иллюстрация к "Пиковой даме", опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина в 1899 году.

Театральный дебют

В 1900 году Бенуа дебютировал как театральный художник, оформив одноактную оперу "Месть Амура" в Эрмитажном театре Петербурга.

Выход книги

В 1901 году Бенуа начинает редактировать журнал "Художественные сокровища России". На этой должности он останется до 1903 года.
В этом же году выходит первый выпуск его книги "Русская живопись в XIX веке", получившей широкую известность. Для ее издания Бенуа существенно переработал свой ранний очерк в "Истории живописи в XIX веке".
Также, в этом году он начал работу над одноактным балетом Делиба "Сильвия", когда князь С.М. Волконский, директор Императорских театров, поддавшись уговорам С.П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством. Бенуа был приглашен главным художником и работал над спектаклем вместе с К.А. Коровиным, Л.С. Бакстом, Е.Е. Лансере и В.А. Серовым. Однако, из-за ссоры Дягилева с Волконским балет так и не был поставлен.

Оформление оперы

Подлинный дебют Бенуа как театрального художника состоялся в 1902 году, когда ему было поручено оформить постановку оперы Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра. В том же году выходит второй выпуск его книги "Русская живопись в XIX веке".

Работа неа дбалетом

В 1903 году Бенуа были исполнены эскизы декораций к балету Н.В. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил он сам.
В том же году он создает первый вариант иллюстраций к "Медному всаднику", вышедшему в 1904 году.

Создание "Азбуки в картинах"

В 1904 году Бенуа создает книгу "Азбука в картинах" - это первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла, иллюстратор и оформитель. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Каждый из рисунков к "Азбуке" представляет собой развернутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором, иногда жанровую, чаще - сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. С "Азбуки" Бенуа начинается история детской книги "Мира искусства".
Созданные в том же году иллюстрации к "Капитанской дочке" остались неизданными.

Вторая версальская серия

В 1905 году Бенуа начинает работу над второй версальской серей, которая была значительно обширнее "Последних прогулок Людовика XIV" и разнообразнее по содержанию и технике. В нее входят этюды с натуры, написанные в версальском парке, ретроспективные историко-жанровые картины, своеобразные "фантазии" на архитектурно-пейзажные темы, изображения придворных театральных представлений в Версале. Серия включает работы масляными красками, темперой, гуашью и акварелью, рисунки сангиной и сепией.
Эти произведения можно лишь условно называть "серией", так как они связаны друг с другом не развитием сюжета и даже не общностью поставленных в них творческих задач, а лишь некоторым единством настроения, сложившимся в ту пору, когда Бенуа, по его словам, был "упоен Версалем" и "совершенно переселился в прошлое", стремясь забыть о трагической русской действительности 1905 года.
В 1905 году Бенуа заново переработал шесть своих прежних иллюстраций и выполнил фронтиспис к "Медному всаднику".
В том же году бенуа возвращается к иллюстрированию "Пиковой дамы".

Работа в театрах

С 1907 Бенуа много работал как художник сцены, в первую очередь для М.М. Фокина (Мариинский театр), а также декорирует для Н.Н. Черепнина Павильон Армиды в Мариинском театре. В том же году Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого он создал занавес). Он занимается постановкой собственного балета "Павильон Армиды" (муз. Черепнина). На следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке "Бориса Годунова".
Выходит вторая серия его статей, печатавшаяся в "Московском еженедельнике" за 1907-1908 годы под рубрикой "Дневник художника", посвященная преимущественно вопросам театра и музыки.
Пишет картину "Парад при Павле I".

Расцвет художественно-критической деятельности

Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей - под общим заглавием "Художественные письма", которые еженедельно печатались в газете "Речь" с ноября 1908 по 1917 год.
В том же году выходит его монография о Гойе.

Должность художественного директора

В 1909 году по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая триумфальные выступления в Париже - "Русские сезоны". Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части, исполнил оформление к нескольким спектаклям.
В том же году он пишет картину "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце".

Публикации и работа в театре

В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа "Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны" - обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века.
В том же году издается второй вариант иллюстраций к "Пиковой даме". Именно в иллюстрациях к "Пиковой даме" более отчетливо, чем в любых других, отражаются искания художника, его попытки создать самостоятельную систему книжного оформления. Макет "Пиковой дамы" тщательно продуман и разработан художником. Полосы текста заключены в орнаментальную рамку, не рисованную, а составленную из Элементов типографского набора и искусно стилизованную в духе изданий пушкинского времени. Каждая глава украшена отдельным шмуцтитулом и имеет одну страничную иллюстрацию, заставку и концовку. Чисто-декоративных украшений совсем нет. Все рисунки сюжетны, и каждый из них выполняет самостоятельную роль в системе иллюстрирования: шмуцтитулы представляют собой изобразительную интерпретацию эпиграфов, которыми Пушкин снабдил свою повесть, а в заставках и концовках развиты иллюстрационные мотивы.
Начинает издаваться "История живописи всех времен и народов" (1910-1917 г., издание прервалось с началом революции).
В качестве директора по художественной части, Бенуа исполняет оформление к балетному спектаклю "Жизель".
Также им написаны картины "Петербургская улица при Петре I" (частное собрание в Москве) и "Петр I на прогулке в Летнем саду" (Гос. Русский музей). В этих работах можно заметить некоторое изменение самого принципа исторического мышления художника. В центр его интересов попадают, наконец, не памятники старинного искусства, не вещи и костюмы, а люди. Многофигурные историко-бытовые сцены, написанные Бенуа, воссоздают облик минувшей жизни, увиденной как бы глазами современника.

Создание декораций к балету "Петрушка"

В 1911 году Бенуа создает одно из высших своих достижений - декорации к балету И.Ф. Стравинского "Петрушка" парижском театре Шатле. Этот балет создан по идее самого Бенуа и по написанному им же либретто.
В том же году он создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа".

Написана "История живописи всех времен и народов"

В 1912 году выходит грандиозное исследование Бенуа "История живописи всех времен и народов", оставшаяся незаконченной: между 1912 и 1917 годами вышли в свет 22 выпуска первой части книги, охватывающие развитие пейзажной живописи с древнейших времен до середины XVIII века. Здесь, как и в истории русской живописи, общая историческая концепция является наиболее уязвимой стороной работы Бенуа. Уже современники правильно отмечали, что самое ценное в его труде лежит вне круга эволюционных выводов и культурно-исторических обобщений. "В истории А. Н. Бенуа интереснее всего, необыкновеннее всего сам А. Н. Бенуа,- писал П. Муратов.- Его знания исключительны, его опыт и память не имеют себе равных... Едва только успеваешь оценить его тонкие замечания об итальянской живописи, как начинаешь удивляться его уверенному и легкому передвижению сквозь лабиринт ранне-нидерландской живописи - но вот старые немцы и, кажется, здесь А. Н. Бенуа чувствует себя еще ближе к картинам, и его слова о художниках звучат еще более горячо и живо".
В том же году Бенуа в качестве режиссера ставит мольеровский спектакль Московского Художественного театра.

Должность главного художника МХТ.

В 1913 Бенуа становится главным художником Московского художественного театра. На этой должности он удачно оформил два спектакля по пьесам Мольера, а также осуществил несколько постановок вместе с К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко.

Работа в театрах

В 1914 году Бенуа, в качестве директора по художественной части ставит балетный спектакль "Соловей".
На должности главного художника Московского художественного театра ставит, считающиеся лучшими Маленькие трагедии А.С. Пушкина.
С 1914 по 1917 год художник работал над эскизами декоративных панно для Казанского вокзала в Москве, которые, однако, так и не были осуществлены.

Иллюстрации к поэме "Медный всадник"

В 1916 годау Бенуа начал создавать иллюстрации к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". Закончил он этот труд в 1918 году.
В томже году он выполнил большую декоративную работу для московского Казанского вокзала - эскизы "Азия" и "Европа".

Охрана памятников искусства

После революции 1917 года Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины.

Должность хранителя Эрмитажа

С 1918 года Бенуа занялся музейным делом - стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Им был разработан и успешно реализован совершенно новый план общей, экспозиции музея, способствовавший наиболее выразительной демонстрации каждого произведения.

Выходит последний вариант "Медного всадника"

В 1922 году Бенуа заканчивает работу над иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда.

Выставка

В 1925 году Бенуа принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.

Эмиграция

Оформление «Свадьбы Фигаро», поставленной в 1926 году, - последняя работа Бенуа в Советской России. В этом году Бенуа покинул СССР, не вернувшись из зарубежной командировки. Он обосновался в Париже. Там он работал главным образом в театрах - над эскизами театральных декораций и костюмов. Работал он на прежнем профессиональном уровне, но ничего принципиально нового и интересного создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета "Петрушка" было исполнено не менее восьми).

Написание "Художественных писем"

В 1930 году Бенуа, как критик, начинает писать "Художественные письма" в газете "Последние новости". Писать он их будет до 1936 года.

Написание мемуаров

В 1934 году Бенуа начинает работу над главным трудом последних лет жизни - книгой мемуаров «Мои воспоминания». На страницах этой книги он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности. В ней Бенуа проникновенно воссоздал атмосферу духовных и творческих исканий "серебряного века" в России рубежа 19-20 столетий.

Сотрудничество с театром «Ла Скала»

В 1947 году Бенуа начинает сотрудничество с миланским театром «Ла Скала», где постановочной частью заведовал его сын Николай, которое продлится до 1956 года.

Написана книга «Мои воспоминания»

В 1955 Бенуа закончил работу над мемуарами под названием «Мои воспоминания», ставшими венцом его писательской карьеры. Книга была издана в Нью-Йорке.

Смерть

Александр Николаевич Бенуа скончался 9 февраля 1960 г. в Париже.

Крестный ход в Курской губрнии (И.Е. Репин, 1880-83)

Портрет семьи Турчанновых (Зарянко С.К., 1848)

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (И.Е. Репин, 1885)







Главная > Биография > Интерактивная биография
Поиск на сайте   |  Карта сайта