Израэль Сильвестр, Стефано дела Белла
Ближе всего к Калло стоит знакомый нам уже флорентиец Стефано дела Белла1 — блестящий, остроумный и находчивый мастер, едва ли не самый жизненный из художников Италии XVII в. И, однако, вот что знаменательно: положите рядом наиболее блестящие листы Беллы с офортами Калло, и разница — глубокая расовая и культурная разница — поразит вас. Это одно и то же и совсем разное. У Калло — прямота и искренность, совершенная душевная чистота, полная отдача себе искусству; у Беллы же всюду мелькает известное щегольство. У Калло в основе чувствуется сильное и ясное миросозерцание; Белла как будто вовсе не обладает таковым, и все его творение отличается поверхностью. Офорты Беллы, пожалуй, изящнее офортов Калло, его манера более искриста и гибка, он обладает способностью придать своей работе более изысканный и «богатый» характер. Приемы Калло проще, как бы грубее, но в них несравненно больше здоровья и подлинного «благородства».
Каллотист Израэль Сильвестр более скромный, нежели Белла, но очень приятный художник2. Большинство его листов — ведуты. Он перерисовал все главные города Франции, все ее роскошные замки и сады. И во всем мы находим у Сильвестра то схватывание типичных особенностей и ту нервную технику, которые составляют красоту искусства Калло. Прелестны также всюду разбросанные у Сильвестра крошечные фигурки, метко передающие элегантные силуэты тогдашних французов. Последние годы своей жизни мастер был занят для двора и изобразил ряд придворных событий: карусели, спектакли, прогулки и охоты. Сильвестр, подобно Белле, также, до известной степени, «обогатил» приемы своего вдохновителя Калло. Он более щедр на оттенки, на пикантные контрасты света и тени. Но и ему далеко до той душевности, которая согревает творение Калло, — в сущности, он всегда остается только изящным протоколистом и никогда не подымается до высот поэзии.
1 См. т. III. Подражал Калло и сиенец Bernardino Capitelli (1589—1639).
2 Фамилия Сильвестр является целой династией граверов и живописцев, ведущих свое начало, вероятно, от Израэля Сильвестра из Парижа, получившего в 1546 г. в Антверпене привилегию на печатание гравюр. Считается, впрочем, что происхождение этой фамилии было шотландское. Наиболее интересным среди членов семьи Сильвестр является разбираемый в тексте Israel Silvestre, сын Жилля С. и племянник друга и издателя Калло Israel'a Henriet (1590—1661). Израэль родился в Нанси 15 августа 1621 г.; ученик своего дяди; с 1640 по 1653 гг. он объездил Италию и Францию; член Академии с 1670 г.; по смерти дяди И. унаследовал его издательское дело и чрезвычайно расширил его. Умер мастер, состоя рисовальщиком короля и учителем рисования дофина, 11 октября 1691 г. в Париже. В Лувре и в Безансонском музее хранятся искусные рисунки (виды Рима) мастера. См. С. Меanrе «Catalogue de l'oeuvre d'Israel Silvestre», Paris, 1857; Silvestre «I. S. et ses descendants», Paris, 1869.
Камилла Альбертовна Кавос (в замужестве Бенуа). (Я. Ф. Капкова, 50-е г. XIX в.) | Напоение проводника (Джотто) | Азбука Бенуа: Е |