Для третьяковской галереи.

Париж, сентябрь 1957 г.

В общем я постарался держаться Вашего текста и лишь внес некоторые поправки и добавления, но сложность темы привела к чему-то довольно “корявому”. Может быть Вам удастся придать этому моему currculum vitae более приемлемую форму!

Бенуа Александр Николаевич. Род. в г. Петербурге 3 мая 1870 г. (21 апреля ст. ст.).

Сын профессора архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа, внук выходца из Франции Луи-Жюля Benois, внук с материнской стороны архитектора Альберта К. Кавоса — строителя Мариинского театра в СПб. и Большого театра в Москве; брат акварелиста Альберта H. Бенуа и архитектора Леонтия H. С 1885 по 1890 г. ученик “Майской гимназии” в СПб., где он близко сходится с Д. В. Философовым, Константином Андреевичем Сомовым и В. Ф. Нувелем; в 1890 г. к ним присоединяется двоюродный брат Философова С. П. Дягилев, художник Лев Бакст и музыковед А. П. Нурок. Этот кружок превращается через несколько лет в редакцию художественного журнала “Мир искусства” (1898 — 1904) и ячейку Общества выставок того же наименования. Еще будучи гимназистом Александр Бенуа в течение нескольких месяцев 1887 г. посещает вечерние классы Академии Художеств, вообще же следует его считать автодидактом, но выросшим в атмосфере исключительной художественности. В 1893 г. Бенуа увлекается копированием старинных голландцев в Эрмитаже. Окончив в 1894 г. юридический факультет, Александр Бенуа женился на Анне Карловне Кинд (скончавшейся в 1952 г. в Париже). С 1895 г. по 1899 г. состоит хранителем собрания кн. M. К. Тенишевой, пожертвованного ею Русскому музею в СПб. В 1900 г. в течение нескольких месяцев состоит преподавателем (история стилей) в Училище бар. Штиглица. С 1896 по 1899 г. и с 1905 по 1907 г. живет в Париже и в Версале (летом в Бретани и Нормандии); с 1908 по 1913 г. — в окрестностях Лугано. Лето 1900, 1901, 1902 гг. посвящает изучению окрестностей СПб. Кроме того Александр Бенуа совершает поездки по Франции, Италии, Германии, Австрии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Испании и т. д. Как историк искусства А. Бенуа впервые выступает в 1893 г, написав главу о русской живописи в книге Р. Мутера “Die Geschichte der Malerei im XIX Jahrhundert”. За этим последовали “История русской живописи” (1901 — 1902), “Русская школа живописи” (1904), “Русский музей имп. Александра III” (1906), “Царское Село в царствование имп. Елизаветы Петровны” (1911), “Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа” (1910), “История живописи всех времен и народов” (1912 — 1917, осталась незаконченной). Автор множества статей по живописи, архитектуре, музыке, театру и т. д., помещенных в основанном им в 1901 г. сборнике “Художественные сокровища России”, в журналах “Мир искусства”, “Московский еженедельник”, “Старые годы”, “Золотое руно” и др., а также в газетах “Слово”, “Речь”, “Русь”. Как театральный декоратор (а часто и как режиссер) Александр Бенуа работает для театров Мариинского в СПб. (1902, 1907, 1919, 1920), Александринского (1923), Большого Драматического в Петрограде (с 1919 по 1926), Московского Художественного (1912 — 1915), где он состоит заведующим художественной частью, входя в число директоров, “русских сезонов” С. Дягилева (1908, 1910, 1911, 1924), для Большой Оперы в Париже (1924, 1927, 1928 — 1934), для “Французской Комедии” там же, для театра Колон в Буэнос-Айресе (1932), для лондонского Ковент-Гарден (1957). Особенно много оперных и балетных постановок Александр Бенуа создал для Миланского театра “Скала” (с 1930 по 1956 г.). Александр Бенуа — автор балетов “Павильон Армиды” (1907), “Петрушка” (1911) и др. Много занимался Бенуа и графикой; между прочим он иллюстрировал сочинения Пушкина: “Медный Всадник”, “Пиковая дама” и “Капитанская дочка”. Александр Бенуа принял ближайшее участие в организации крупнейших выставок: “Русского портрета” (СПб., 1902 и 1905), “Русского искусства” в Париже (1906), исторической архитектуры (СПб., 1911), “Старых Годов” (СПб., 1908), большой “Русской выставки” в Брюсселе (1928) и др. С 1912 по 1917 г. Александр Бенуа вице-председатель “Общества защиты памятников искусства”, с 1918 г. член Коллегии по делам музеев при Народном Комиссариате; в 1918 — 1926 гг. заведующий картинной галереей в Гос. Эрмитаже. Своими работами Александр Бенуа участвовал на выставках Общества акварелистов (с 1891 г.), “Мира искусства” (с 1897 г.), “Современное искусство” (1903), “Салона” С. Маковского, Международной в Риме (1911), “Русского искусства” в Белграде (1930) и в Праге (1935) и др. Отдельные выставки, посвященные исключительно творчеству Александра Бенуа, состоялись в Париже в 1926 г. и в Комо в 1955 г. С 1906 г. Александр Бенуа — действительный член Парижского Осеннего Салона.


Терновый венец (Тициан)

А. Н. Бенуа. (Л. С. Бакст, 1898 г.)

Рай (Лукас Кранах-Старший, 1530 г.)


Главная > Биография > Для третьяковской галереи.
Поиск на сайте   |  Карта сайта