Грёз и Шарден
Существует известная аналогия между отношением Фрагонара к Буше и Грёза к Шардену1. В обоих случаях произошло в творчестве более молодых художников известное «усиление психологического момента».
Но если во Фрагонаре это «оживление Буше» выразилось в общей «конкретизации выявления», в проявлении большего реализма и как бы какого-то «запаха жизни», то, напротив, в «одушевлении» Грёзом картин буржуазных нравов, созданных Шарденом, непосредственность и жизненность заслонились идеализацией, литературная основа которой сразу бросается в глаза.
От Буше к Фрагонару — шаг дальше к романтике. «Фраго» — упадочник, эпигон, но такой упадочник и эпигон, который часто увлекает нас больше, нежели его более цельный предшественник. Напротив, Грёз не выдерживает соседства со скромным Шарденом, и все его попытки оживления искусства привели на самом деле к некоторому его омертвению.
У Грёза торжествует не романтическая стихия художественного произвола, а принцип "ut poesis picture", что, в сущности, означает порабощение живописи литературой. И дальше путь от Фрагонара, как это ни странно, ведет к Гро и Жерико, к Делакруа и Декану, к «романтикам» Второй империи, наконец, к Мане и Дега.
Грёз же родоначальник всех направленцев и слезливых жанристов, которыми так «засорилась» живопись XIX в.2
1 Jean Baptiste Greuze, сын кровельщика, родился 21 августа 1725 г. в Турнюсе. С раннего детства мальчик обнаружил влечение к рисованию, однако отец, желая сделать из него архитектора, относился отрицательно к первым и свободным попыткам Ж. Б. в живописи, и лишь искусная имитация гравюры убедила его послать сына в Лион к некоему Грандону. Впрочем, едва ли последний, занимавшийся чем-то вроде живописно-кустарного промысла, мог чему-либо научить юношу, и в общем следует скорее считать Грёза самоучкой. Как бы то ни было, но в Париж Грёз явился уже вполне зрелым мастером — автором изумительного по своему совершенству произведения «Отец семейства, читающий библию». Первое время он не находит успеха в столице, но затем, благодаря участию, которое в нем приняли скульптор Пигаль и живописец Сильвестр, Грёз становится известным Академии, избирающей его в «назначенные» 28 июля 1755 г. Вскоре после этого устроенная знаменитым меценатом ла Лив де Жюли у себя на дому выставка «Чтения библии» завоевывает Грёзу полное признание всего избранного общества Парижа. В конце того же года он уезжает в Италию в обществе (и, вероятно, на средства) аббата Гужено, которого Академия избрала за это своим «почетным обетником». В Риме Грёз переживает чувствительный роман с какой-то юной принцессой, вышедшей замуж во время его болезни за назначенного отцом жениха, но в чисто художественном смысле его пребывание на «родине искусств» не имеет для него значения. Случайным эпизодом представляется и выставка им серии итальянских сюжетов в «Салоне» 1757 г. В том же году появляются первые из его «Головок», завоевавших огромный успех во всей Европе. Дальнейшие этапы творчества Грёза сводятся к следующему. В «Салоне» 1759 г. выставлены, кроме ряда портретов, — «Заснувшая вязальщица» и «Простота»; в 1761 г., кроме портрета дофина, знаменитейшая картина мастера "L`Accordee du Village", приобретенная маркизом Мариньи и еще при жизни мастера поступившая в королевские собрания (тогда же Грёз выставляет рисунок с сюжетом нашей эрмитажной картины «Un paralytique, soigne par sa famille ou le fruit de la bonne education", находящийся ныне в собрании бр. Паатовых). К 1765 г. относятся «Девушка, оплакивающая птичку» и эскиз к «La mure bien-aimee». В 1769 г. Грёз терпит чувствительную неудачу: за представленную на суд Академии картину «Император Север, упрекающий своего сына Каракаллу» ему дают звание «академика жанровой живописи», тогда как он претендовал на свое зачисление среди «историков». Тем самым ставилась известная преграда дальнейшей официальной карьере мастера, ибо высшие ступени академической иерархии были недоступны бытовым живописцам. После этого озлобленный художник воздерживается от посылки картин в луврский «Салон» и до самых дней революции знакомит публику со своим творчеством посредством выставок отдельных картин в своей мастерской или же посылает свои произведения на выставки «Академии св. Луки» — «Salons de la Correspondance». Здесь появилась, между прочим, в 1782 г. «L'invocation а L`Amour», а в 1783 г. «La Dame de Charite». К концу жизни искусство Грёза стало заметно падать, но темы оставались все такими же трогательными. Между прочим, к характернейшим по заданию картинам принадлежит «Отец семейства, вручающий плуг сыну» Шуваловского собрания, появившаяся в «Салоне» IX года (1801 г.). Впрочем, ослабление таланта мастера следует объяснить не одним только упадком физических сил, но и теми невзгодами, которые ему пришлось испытать в своей семейной жизни, а также в денежных делах. Легкомысленный брак на красавице Anne Gabrielle Babuty, под «личиной невинности» оказавшейся порочнейшим, циничным и грубым существом, доставил художнику бесчисленные мучения, приведшие, наконец, к разводу в 1784 г. К сожалению, за эти же годы хозяйничания г-жа Грёз успела расшатать состояние мужа, зарабатывавшего в то время очень крупные суммы. Революционные бедствия довершили остальное. Последние годы знаменитейший художник, кумир целой Европы, некогда видевший в своей мастерской самого императора Иосифа II, влачил жалкое существование, борясь из последних сил с нуждой и находя единственную поддержку в лице своей дочери. Умер мастер 21 марта 1805 г. в Париже, в своей квартире в Лувре. Почти все лучшие произведения мастера сохранились и увековечены в превосходных гравюрах Флиппара, Массара, Леба, Аликса, Моро, Вейэ, Муатта, Делопэ, Кара, Левассёра и др. Лувр обладает, кроме «Деревенской помолвки» и «Севера», рядом чудесных портретов, а также популярной картиной «La cruche cassee» и двумя характерными «панданами»: «La Malediction paternelle» и «Le tils puni»; в Эрмитаже, кроме «Паралитика», мы находим три превосходных этюда голов, в Дрездене — «Чтение библии», в Эдинбурге — «Мертвая птичка», в Монпелье — «Утренняя молитва», «Крещенский пирог» 1774 г., «Ленивая девочка» 1755 г. и много других картин и рисунков. В собрании гр. С. Д. Шереметева находится «Чистка гороха». Длинный ряд «Головок» Грёза украшает комнаты Юсуповского дворца; «Головки» и портреты Грёза находятся также в Строгановском дворце, в собраниях гр. Е. В. Шуваловой и кн. К. Э. Белосельского. Богатейшее собрание рисунков Грёза хранится в библиотеке нашей Академии Художеств (были изданы в фототипиях приложением к «Вестнику Изящных Искусств»). См. Е. et J. de Goncourt «L'Art du XVIII s.», изд. 1909 г., т. II, стр. 3-101; С. Mauclair et Н. Marcel «J. В. Greuze», Paris, 1909; Ch. Normand «J. B. G.» в серии «Les Artistes celebres», Paris, 1892; Hautecoeur «Le Sentimentalisme dans la peinture francaise de Greuze a David» в < 2 Характерно уже одно то, что почти каждую свою значительную картину, или хотя бы гравюру с нее, Грёз комментировал, посылая в редакции журналов пространные объяснительные письма. Любопытно его «письмо к гг. священникам», появившееся в «Journal de Paris» по поводу издания гравюры «La veuve et son сuге», и не менее характерно длинное «оправдательное» письмо, которым он счел долгом ответить на нападки, вызванные картиной «Север, порицающий Каракаллу». О выставке отдельных картин он словоохотливо оповещал в газетах; не гнушался Грёз самолично давать хвалебные пояснения посетителям.
Фрески в церкви Эримитани (Падуя) | Танец амуров (Франческо Альбани) | Бахус и Ариандна (Жан-Франко де Трой) |