Искусство Фрагонара
Фрагонар был на десять лет моложе Сент-Обена, и эта разница в годах сказывается определенным образом в самом характере его творчества1. В Сент-Обене еще очень отчетливо слышатся, наряду с нотами Буше, отголоски поэзии Ватто. И он был «un peu berger»; весь его «цинизм» очень тонкого вкуса, очень благородного тона.
Фрагонар, самый близкий к Буше художник, в то же время как бы предвещает мастеров эпохи Второй империи, и это не только потому, что последние (и среди них удачнее всего Барон, Шан лен и Зичи) подражали художникам XVIII в., а потому, что здесь наблюдается и сходство по существу.
Особенно они сближаются в своем отношении к Эросу, носящем оттенок какой-то чрезвычайной откровенности. Но похожи они и вообще всем тем, что можно назвать своеобразной формой «романтизма». В их увлечении пышностью, сладостью и всякими вкусовыми «эксцессами» замечается какое-то отсутствие меры.
Бесподобный живописец Фрагонар — однако не одно его южное происхождение, но и какие-то отражения общего состояния культуры наложили на его искусство оттенок экзотизма, почти что «растакуэрства», и тем самым его творчество резко отличается от подлинного аристократизма Буше. Самая необузданность проявления во Фрагонаре живописного темперамента должна была запереть перед ним дворцовые двери.
Искусство «Фраго» в лучшую пору его деятельности и слишком свободно, и слишком ярко, и слишком цветисто, и слишком шаловливо. В целом оно ближе к итальянской психологии, нежели к французской.
Позже, под влиянием общего торжества философии, чувствительности и классицизма, мастер старается остепениться, сделаться более строгим, и этому «сверхъестественно талантливому» человеку действительно удается «переменить кожу».
Он пишет живописные повести во вкусе Грёза и всей своей живописи придает оттенок чего-то чистого, вымытого и прямо даже лощеного. Но старый подлинный Фрагонар продолжает просвечивать сквозь новую оболочку.
Нет-нет и промелькнет гривуазная шутка, отдающая настроением отдельных кабинетов, нет-нет и сверкнет яркое, веселое живописное пятнышко, несомненно возбуждавшее святое негодование в строгих неоримлянах и неогреках, сплоченных вокруг своего вождя Давида, и всюду сказывается великий сладострастник искусства не просто пишущий, а все время «смакующий» свою работу, все время радующийся собственной виртуозности и совершенно игнорирующий трудности ремесла2.
1 Jean Honore Fragonard родился в Грассе в 1732 г.; 18 лет прибыл из Прованса в Париж, где семья художника вела процесс, совершенно ее разоривший. Сначала Ф. служил клерком у нотариуса, но затем настойчивое его желание побудило мать представить юношу Буше, направившего его предварительно к Шардену. По прошествии шести месяцев Фрагонар снова предстал перед Буше, который на сей раз, пораженный его успехами, принимает Жана Оноре в число своих учеников. В 1752 г. Ф. получает первую академическую награду за картину «Иеровоам, поклоняющийся идолам» и отправляется на казенный счет в Рим. В «Вечном городе» он сближается с Юбером Робером и с прибывшим в Италию в 1759 г. просвещенным аббатом Сен-Нон. Из старых мастеров особенно усердно Ф. изучает Бароччио, Солимену, Кортону и Тьеполо. В 1759 г. мастер совершает путешествие в Неаполь и Сицилию, делая бесчисленные пейзажные этюды и зарисовывая все, что его поражало из остатков античного искусства. По возвращении во Францию в 1765 г., Ф. произведен в «назначенные» за картину «Каллироя, или самопожертвование первосвященника Кореза», однако звание «академика» мастер так и не получил, а с 1767 г. даже прекратил принимать участие в официальном «Салоне», обиженный невнимательным к себе отношением художественной администрации. В 1779 г. Ф. выставил в «Salon de la Correspondance». Совершив вторичное путешествие в Италию в обществе и на средства финансиста Онезима Бержере, Ф. принужден был вслед за тем возбудить судебное преследование против своего мецената, присвоившего себе все его этюды, за которые в конце концов Бержере должен был заплатить 30 ООО фр. В 1772 г. Ф. занят декоровкой гостиной графини Дюбарри; в 1773 г. он расписывает «отель» танцовщицы Гимар, но ссора с последней заставляет его бросить работу, которая была закончена его учеником Давидом. Целую галерею картин мастер исполнил и для герцога де Люина. Революционные годы постепенно разорили художника, и это, в связи с изменой общественных вкусов, сказавшейся даже на искусстве его ученицы M-lle Gerard и его родного сына, сообщило печальный оттенок всему заключительному периоду его жизни. Умер Ф. в Париже от удара, в кафе Du Perron в Пале-Рояле, 22 августа 1806 г. Упомянутый сын Ф. Alexandre Evariste (1780, Грасс — 1850, Париж) принадлежал к выдающимся художникам времени Наполеона I и Реставрации. Огромное количество картин Ж. О. ныне разбросано по музеям Лувра, Амьена, Гренобля, Лилля, Нанси, Орлеана, Марселя, Wallace в Лондоне и по частным коллекциям (в собрании Пирпонта Моргана — панно из Грасса). В Эрмитаже мастер представлен двумя картинами («Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой»); несколько картин Ф. находятся в галерее кн. Юсупова. Рисунки Фрагонара имеются или имелись в музеях Лувра, сэра Р. Уоллеса в Лондоне, Безансона, в собраниях П. Декурселя, г. С. Бардак, маркиза Бирона, С. П. Яремича, Анри-Мишель-Леви, Монтенер, Ж. Дусэ, Анри Панье, барона Порталиса, барона Эд. де Ротшильд и т.д. Гравировали с Фрагонара Н. Ф. Реньо, Ж. Матье, М. Био, Н. Делонэ, Ж. Ф. Боварле, Миже, Понс и др. См. R. Portalis «Fragonard, sa vie, son temps, son oeuvre», Paris, 1900. V. Joscz «Fragonard», Paris, 1901; P. de Nolhac «J. H. Fragonard", Paris, 1907; L. de Fourcaud «Ноnоre Fragonard» в «Revue de Part anc. et mod.», 1907, I; F. Naquet «Fragonard», Paris, 1890; A. Dayot et L. Vaillot «L'oeuvre de Chardin et de Fragonard», Paris, 1907; W. Fred «Fragonard» в серии «Die Kunst», Berlin.
2 «Фраго», рядом с Шарденом, бесспорно величайший живописец Франции XVIII в.; и, кроме того, он один из самых волшебных рисовальщиков той эпохи, в которую красивый и изящный рисунок сделался почти общим достоянием. У Фрагонара масляная краска, сангвина или pierre d'ltalie бегут, изгибаются, то раздавливаются всей своей жирной массой, то утоняются в едва заметные нити, — все это так свободно, так всюду кстати, точно не распоряжается ими рука, а их собственная прихоть. И стоит художнику от этих твердых и непослушных веществ перейти к акварели, как он находит совершенно новые приемы, легкие как дуновение, сообщающие каждому мазку прозрачность воздуха. В первый период он пишет бодро, иногда почти жестко, щеголяя энергией удара. В последний период он доводит законченность до последних пределов. Однако и там и здесь он остается чудесным красочником, бесподобным живописцем.
Азбука Бенуа: Фокусы-Фонтан | Азбука Бенуа: Озеро | Суд Соломона (Джорджоне) |