Искусство Фрагонара

Праздник в С. Клу (Ж.О. Фрагонар) Фрагонар был на десять лет моложе Сент-Обена, и эта разница в годах сказывается определенным образом в самом характере его творчества1. В Сент-Обене еще очень отчетливо слышатся, наряду с нотами Буше, отголоски поэзии Ватто. И он был «un peu berger»; весь его «цинизм» очень тонкого вкуса, очень благородного тона.

Фрагонар, самый близкий к Буше художник, в то же время как бы предвещает мастеров эпохи Второй империи, и это не только потому, что последние (и среди них удачнее всего Барон, Шан лен и Зичи) подражали художникам XVIII в., а потому, что здесь наблюдается и сходство по существу.

Особенно они сближаются в своем отношении к Эросу, носящем оттенок какой-то чрезвычайной откровенности. Но похожи они и вообще всем тем, что можно назвать своеобразной формой «романтизма». В их увлечении пышностью, сладостью и всякими вкусовыми «эксцессами» замечается какое-то отсутствие меры.

Бесподобный живописец Фрагонар — однако не одно его южное происхождение, но и какие-то отражения общего состояния культуры наложили на его искусство оттенок экзотизма, почти что «растакуэрства», и тем самым его творчество резко отличается от подлинного аристократизма Буше. Самая необузданность проявления во Фрагонаре живописного темперамента должна была запереть перед ним дворцовые двери.

Самопожертвование первосвященника Кореза (Ж.О. Фрагонар) Искусство «Фраго» в лучшую пору его деятельности и слишком свободно, и слишком ярко, и слишком цветисто, и слишком шаловливо. В целом оно ближе к итальянской психологии, нежели к французской.

Позже, под влиянием общего торжества философии, чувствительности и классицизма, мастер старается остепениться, сделаться более строгим, и этому «сверхъестественно талантливому» человеку действительно удается «переменить кожу».

Он пишет живописные повести во вкусе Грёза и всей своей живописи придает оттенок чего-то чистого, вымытого и прямо даже лощеного. Но старый подлинный Фрагонар продолжает просвечивать сквозь новую оболочку.

Нет-нет и промелькнет гривуазная шутка, отдающая настроением отдельных кабинетов, нет-нет и сверкнет яркое, веселое живописное пятнышко, несомненно возбуждавшее святое негодование в строгих неоримлянах и неогреках, сплоченных вокруг своего вождя Давида, и всюду сказывается великий сладострастник искусства не просто пишущий, а все время «смакующий» свою работу, все время радующийся собственной виртуозности и совершенно игнорирующий трудности ремесла2.


Музыкант (Ж.О. Фрагонар)1 Jean Honore Fragonard родился в Грассе в 1732 г.; 18 лет прибыл из Прованса в Париж, где семья художника вела процесс, совершенно ее разоривший. Сначала Ф. служил клерком у нотариуса, но затем настойчивое его желание побудило мать представить юношу Буше, направившего его предварительно к Шардену. По прошествии шести месяцев Фрагонар снова предстал перед Буше, который на сей раз, пораженный его успехами, принимает Жана Оноре в число своих учеников. В 1752 г. Ф. получает первую академическую награду за картину «Иеровоам, поклоняющийся идолам» и отправляется на казенный счет в Рим. В «Вечном городе» он сближается с Юбером Робером и с прибывшим в Италию в 1759 г. просвещенным аббатом Сен-Нон. Из старых мастеров особенно усердно Ф. изучает Бароччио, Солимену, Кортону и Тьеполо. В 1759 г. мастер совершает путешествие в Неаполь и Сицилию, делая бесчисленные пейзажные этюды и зарисовывая все, что его поражало из остатков античного искусства. По возвращении во Францию в 1765 г., Ф. произведен в «назначенные» за картину «Каллироя, или самопожертвование первосвященника Кореза», однако звание «академика» мастер так и не получил, а с 1767 г. даже прекратил принимать участие в официальном «Салоне», обиженный невнимательным к себе отношением художественной администрации. В 1779 г. Ф. выставил в «Salon de la Correspondance». Совершив вторичное путешествие в Италию в обществе и на средства финансиста Онезима Бержере, Ф. принужден был вслед за тем возбудить судебное преследование против своего мецената, присвоившего себе все его этюды, за которые в конце концов Бержере должен был заплатить 30 ООО фр. В 1772 г. Ф. занят декоровкой гостиной графини Дюбарри; в 1773 г. он расписывает «отель» танцовщицы Гимар, но ссора с последней заставляет его бросить работу, которая была закончена его учеником Давидом. Целую галерею картин мастер исполнил и для герцога де Люина. Революционные годы постепенно разорили художника, и это, в связи с изменой общественных вкусов, сказавшейся даже на искусстве его ученицы M-lle Gerard и его родного сына, сообщило печальный оттенок всему заключительному периоду его жизни. Умер Ф. в Париже от удара, в кафе Du Perron в Пале-Рояле, 22 августа 1806 г. Упомянутый сын Ф. Alexandre Evariste (1780, Грасс — 1850, Париж) принадлежал к выдающимся художникам времени Наполеона I и Реставрации. Огромное количество картин Ж. О. ныне разбросано по музеям Лувра, Амьена, Гренобля, Лилля, Нанси, Орлеана, Марселя, Wallace в Лондоне и по частным коллекциям (в собрании Пирпонта Моргана — панно из Грасса). В Эрмитаже мастер представлен двумя картинами («Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой»); несколько картин Ф. находятся в галерее кн. Юсупова. Поцелуй украдкой (Ж.О. Фрагонар)Рисунки Фрагонара имеются или имелись в музеях Лувра, сэра Р. Уоллеса в Лондоне, Безансона, в собраниях П. Декурселя, г. С. Бардак, маркиза Бирона, С. П. Яремича, Анри-Мишель-Леви, Монтенер, Ж. Дусэ, Анри Панье, барона Порталиса, барона Эд. де Ротшильд и т.д. Гравировали с Фрагонара Н. Ф. Реньо, Ж. Матье, М. Био, Н. Делонэ, Ж. Ф. Боварле, Миже, Понс и др. См. R. Portalis «Fragonard, sa vie, son temps, son oeuvre», Paris, 1900. V. Joscz «Fragonard», Paris, 1901; P. de Nolhac «J. H. Fragonard", Paris, 1907; L. de Fourcaud «Ноnоre Fragonard» в «Revue de Part anc. et mod.», 1907, I; F. Naquet «Fragonard», Paris, 1890; A. Dayot et L. Vaillot «L'oeuvre de Chardin et de Fragonard», Paris, 1907; W. Fred «Fragonard» в серии «Die Kunst», Berlin.
2 «Фраго», рядом с Шарденом, бесспорно величайший живописец Франции XVIII в.; и, кроме того, он один из самых волшебных рисовальщиков той эпохи, в которую красивый и изящный рисунок сделался почти общим достоянием. У Фрагонара масляная краска, сангвина или pierre d'ltalie бегут, изгибаются, то раздавливаются всей своей жирной массой, то утоняются в едва заметные нити, — все это так свободно, так всюду кстати, точно не распоряжается ими рука, а их собственная прихоть. И стоит художнику от этих твердых и непослушных веществ перейти к акварели, как он находит совершенно новые приемы, легкие как дуновение, сообщающие каждому мазку прозрачность воздуха. В первый период он пишет бодро, иногда почти жестко, щеголяя энергией удара. В последний период он доводит законченность до последних пределов. Однако и там и здесь он остается чудесным красочником, бесподобным живописцем.

Предыдущий раздел

Следующая глава


Азбука Бенуа: Фокусы-Фонтан

Азбука Бенуа: Озеро

Суд Соломона (Джорджоне)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Жан Оноре Фрагонар
Поиск на сайте   |  Карта сайта