Пейзажная живопись XVIII века

Вид Бордо (Жозеф Верне) Последние главы о французской живописи в XVIII в. мы посвящаем изучению пейзажистов и бытописателей — «жанристов». Подобное предметное разделение представляется в данном месте не только допустимым, но и желательным, ввиду того, что со всеми «большими художниками», с «неспециалистами», мы уже покончили и теперь остается заняться художниками, замкнувшимися в известную область1.

Начнем с пейзажа. Чтобы оценить вполне эволюцию, которую сделала французская живопись за XVIII в. в этой области, нужно по мнить то, что внесли в нее художники«неспециалисты»: Ватто, Буше и Фрагонар. У первого небо и земля ожили согласно тем завоеваниям правды, которые были сделаны еще Рубенсом и другими «соотечественниками» Ватто — фламандцами. Буше внес во французский пейзаж шутливо-кокетливую, пикантно-живописную ноту, заимствованную отчасти у Кастильоне и у других итальянцев2. С помощью этой ноты он и сообщил реализму нидерландского происхождения более нарядный, отвечающий требованиям XVIII в. оттенок. Наконец, Фрагонар воспел природу как великую общую любовницу, как вакханку, расточительную на ласки, пышную и радостную. В его живописи французский esprit окончательно обновил формулы, шедшие из Нидерландов и Италии. Однако рядом с этими тремя универсальными мастерами работало немало других художников, которые пове ли французский пейзаж от строгой условности grand style, завещанной Пуссеном, к поэзии простоты и обыденной правды, тем самым подготовляя почву для торжества реализма, столь характерного для позднейшей эпохи.

Не исключением среди этих «завоевателей правды» являются и два знаменитых пейзажиста Франции XVIII в.: знакомый уже нам Юбер Робер и Жозеф Берне. Первый, правда, изображал преимущественно здания — руины и «цельные» храмы, дворцы и акведуки. Истинная, однако, прелесть искусства Робера заключается в том, что и в его «архитектурной» картине, совершенно утратившей свой строго археологичный характер, властно воцарилась природа. Жозеф Берне3, которого сейчас принято считать за какого-то деланного и условного «рассказчика о бурях», был на самом деле таким же искателем правды и прекрасным ее знатоком. Разумеется, не все в творении Берне одинаково удачно. Часто, в силу все той же «ремесленности», мастер повторялся: многие свои особенности с течением времени он превратил даже в трафарет. Но недочеты в творчестве Берне (вполне понятные при неимоверной его продуктивности) не должны препятствовать занятию им места рядом с завоевателями правды. Нередко он является достойным наследником Клода, в других случаях он соперничает в точной съемке с Беллотто, наконец, в длинном ряде картин мастера можно считать предтечей Тернера и всей той английской школы, которая избрала своей задачей изображение «разъяренных стихий».


1 Некоторые из этих специалистов обладают оттенком ремесленности. Но при этом нужно вспомнить, что в ту эпоху ремесло и искусство шли рука в руку. Ведь некоторой ремесленностью отличались даже два величайших живописца века: Гварди и Шарден. С другой стороны, любой художественный ремесленник в XVIII в. был подлинным художником. В ограниченную свою сферу он приносил всю сумму любви и внимания, которыми были полны его «великие» собратья — будь то Ватто, Буше или Фрагонар. В те времена и токарь точил свою коробку, и бронзовщик отливал свой подсвечник с тем трепетом, с тем восторгом, которые в позднейшее время, с момента полного порабощения вкусов академической ересью, стали считаться уделом лишь «высших художественных рангов».
2 Из многочисленных подражателей Буше в пейзажной живописи особенно близко к нему подходят два его ученика: Лепренс, о котором подробнее мы будем говорить в главе о бытовых живописцах, и Жюлиар. Nicolas Jacques Juliard родился в Париже в 1715 г.; «назначенный» — в 1754 г.; академик — в 1759 г.; выставлялся в «Салоне» с 1755 по 1785 гг. Умер 19 апреля 1790 г. в Париже. Красивый пейзаж его (1759 г.) находится в музее Тура.
3 Claude Joseph Vernet, сын живописца-декоратора Антуана В. ( ум. 10 декабря 1753 г.), родился в Авиньоне 14 августа 1714 г. Ученик своего отца, при котором вначале он состоял помощником. Проявление, однако, совершенно исключительных способностей в сыне заставило Антуана расстаться с ним и поручить его своему другу маринисту Jean Viali, у которого Ж. и поселился в Эксе. Всего 17ти лет художник получает заказ расписать дом маркизы де Симиан, и успех этой работы побуждает поощрителей отправить Жозефа на общий счет в Рим (1734 г.). Здесь он пользуется уроками Fergioni и Манглара. В 1739 г. он посылает эксским меценатам де Комон и де Кэнсон две картины — «Извержение Везувия» и «Бурю». Около того же времени В. начинает пользоваться успехом в римском обществе и во французской колонии (послом тогда состоял герцог де Сент-Эньян). В 1745 г. художник женится на дочери командующего папскими галерами Сесиль-Виржини Паркер. С 1746 г. он начинает посылать свои картины в парижские «Салоны». В 1750 г. маркиз Мариньи заказывает ему две картины для своей сестры маркизы Помпадур. Трижды — в 1751, 1752 и 1753 гг.— Ж. Берне совершает путешествие во Францию. В последний раз он привозит с собою картину «Закат солнца», за которую избирается в «академики» («назначенным» мастер состоял еще с 1745 г.). Тогда же установляются условия, касающиеся грандиозного королевского заказа — изобразить главнейшие порты Франции, после чего Ж. В. и приступает к работе, переезжая со своим семейством с места на место (одновременно мастер заключает договор с Ф. Леба относительно воспроизведения этих картин в гравюрах). В 1761 г. пятнадцать картин «Портов» были готовы, однако после этого Ж. Берне, которому надоело вечное странствование, прерывает работу и поселяется в Париже (в июне 1762 г.; отчасти на такое решение повлияла и война с Англией и связанные с этим препятствия для свободной работы в портах Ла Манша. В 1763 г., впрочем, В. заканчивает свой вид Дьепа). В 1774 г. мастер принужден расстаться со своей женой, впавшей в безумие. В 1776 г. дочь его выходит замуж за архитектора Шалгрена. Умирает художник в Париже, в своей луврской квартире, 3 октября 1789 г. Выставлял свои картины В. в «Салоне» с 1747 по 1789 гг.; в «Salon de la Correspondance» он участвовал дважды — в 1779 и в 1782 гг., в том же 1782 г. Palm de la Blancherie устроил сепаратную выставку из всех произведений мастера, которые удалось собрать из частных коллекций. С 1766 г. В. состоял советником Академии. Картины В. главным образом сгруппированы в Лувре («Les Ports de France» висят не в самой галерее, а в смежном "Musee de la Marine", откуда давно пора их взять для помещения в более достойном месте). Немало произведений Берне разбросаны и по дворцам Версаля и Компьена, а также по музеям Экса, Анжера, Безансона, Блуа, Шартра, Лиона, Марселя, Монпелье, Нанта, Орлеана, Руана, Сент-Этьена, Мюнхена, Берлина, Стокгольма и Лондона. В русских собраниях В. представлен также исчерпывающим образом — в Эрмитаже восемнадцатью картинами, характеризующими все эпохи и все приемы мастера, в Академии Художеств — пятью картинами (среди них два прекрасных вида виллы Альбано), в Румянцевской галерее, в галерее кн. Юсупова (редкий interieur и др.), в коллекциях Л.Н. Бенуа, Александра Бенуа (две гуаши) и др. Кроме Леба, с В. гравировали Алиаме, Авриль, Балошон, Базон, Беназек, гжа Берто, Куле, Дуре, Тардье, Лево, Флиппар. См. «Gravures des vues perspectives des ports de France d apres les tableaux appurtenant au roi peints par M. Vernet»; «Pieces historiques de la vie de M. Vernet», 1789; «Eloge de J. V. par A. R. L.», 1826 (из «Annales de la literature et des arts», т. XXIV, вып. 307); Henri Delaborde "Le paysage et les paysagistes en France" в «Revue des deux Mondes, 1 апреля 1852 г.; Leon Lagrange «Papiers de J. V.» в «Archives de l'Art franeais». Documents Т. Ill, p. 333364, Paris, 18531855; его же «J. V, sa vie, sa famille, son siecle», Bruxelles, 1858; его же «Les Vernet, J. V. et la peinture au XVIII s. avec la texte des livres de Raison (род семейной хроники) et un grand nombre des documents inedits», Paris, 1864.

Предыдущий раздел

Следующая глава


Художники общества "Мир искусства" в школе Общества поощрении художеств. 1914 г.

Успение Пресвятой Богородицы (Таддео ди Бартолло)

Один из плафонов нижних лоджий (Ватикан)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Жанристы
Поиск на сайте   |  Карта сайта