Живописец ли?

Гуляние в Тюильери (Габриэль де Сент-Обэн) Можно ли считать Габриэля де Сент-Обен1 живописцем? Сам он, правда, называл себя историческим живописцем и даже конкурировал в один год с Дезе на получение заграничной поездки. Однако вполне достоверных картин его не дошло до нас, да и было их, вероятно, очень немного. Старший брат Габриэля, набросавший о нем остроумный биографический этюд, говорит, что он создал мало картин, а те, над которыми работал, он портил, по несколько раз переписывая и переправляя их.

В другом месте того же документа сообщается, что Габриэль, в самом начале своей карьеры обратившись к маленьким композициям, которые он нагружал чрезмерно знаниями и деталями, создал лишь несколько посредственных картин, образовал несколько учеников, зато провел свою жизнь в срисовывании решительно всего, что попадалось ему на глаза.

И тем не менее Габриэль де Сент-Обен, бесспорно, один из самых замечательных живописных талантов данного периода французской школы. Правда, этот его дар мы должны как бы постоянно выискивать из его набросков, но зато каждый раз, когда мы производим эти поиски (а таковым стоит подвергнуть любой из несметных кроки Габриэля), мы находим истинные перлы красоты и при этом красоты именно живописной.

Салон 1753 года (Габриэль де Сент-Обэн)В крошечных «запачканных» карандашом листочках, в пометках на полях книг, в полуотделанных гуашах, в виртуозных офортах — перед нами открывается дивный трепет подлинного художественного восторга, и самые даже незначительные из этих набросков отражают, наряду с меткой передачей жизни, глубокое понимание краски и красочности.

Есть что-то бесконечно дразнящее в искусстве Габриэля. Жаль, что Гофман не знал его, иначе он и ему воздвиг бы такой же памятник умиленного восхищения, как тот, который он посвятил Калло.

И есть много общего между Габриэлем и Калло или Беллой. Но еще больше общих «психологических» черт мы найдем между ним и такими представителями «гениальной богемы», как Скьявоне, Броувер, Гварди, Маньяско, Домье — художниками, как будто ничего общего между собой не имеющими и, однако, сближенными тем поглощающим увлечением, которое владело ими, захватом самой стихией своего искусства и полной «бесшабашной» свободой по отношению к требованиям повседневности.

Габриэль среди этой «гениальной богемы», пожалуй, наиболее странный. Именно на фоне изящного и столь налаженного парижского общества XVIII в. поражает крайняя безалаберность и неряшливость художника — ведь дошел он до того, что перед выходом на улицу белил свои грязные чулки мелом. Рядом же с общим чинопочитанием и традиционностью прямо непонятно его игнорирование простых бытовых условностей, его нежелание подчиняться каким-либо предписаниям, его «жизнь в свое удовольствие», обличающая отнюдь не фразёра-догматика, а подлинного житейского мудреца в характере античных киников.


Эскиз к адресу слесарного магазина (Габриэль де Сент-Обэн)1 Gabriel de Saint-Aubin родился 14 апреля 1724 г. Ученик Жора, Коллена де Вермон и Буше. В 1751 г. получает на академическом конкурсе вторую награду, после чего, обиженный, порывает совершенно с Академией. В 1774 г. мастер принимает участие на выставке Академии св. Луки, преподавателем которой он состоял много лет. В 1776 г. он выставляется на «Exposition du Colysee». Умер художник от истощения сил 10 февраля 1780 г. Картин Г. д. С.-О. не сохранилось, если не считать не вполне достоверный автопортрет, однако гравюры с утраченных картин не заставляют жалеть об этом исчезновении. Рисунки и акварели Габриэля находятся в Лувре в Cabinet des Estampes, в музее Лилля и, судя по списку Адр. Муро (1894 г.), в частных собраниях Гру, Жоржа Дюплесси, Фильона, Галлишона, Вильнёва, графа д'Армайе и др. В русских коллекциях Габриэль представлен у С. П. Яремича, г. Ходасевича, Александра Н. Бенуа и кн. Аргутинского. См. Edmond de Goncourt «L'art du XVIII siecle», т. II, стр. 110 и 185 (изд. 1909 г.); Adr. Moureau «Les St. Aubin», Paris, 1894; «Catalogue des dessins originaux de la Collection Destaffleur», Paris, 1893; Emile Dacier «L'oeuvre grave de G. de St. Aubin», Paris, Imprimerie Nationale. Jacques Doucet издал facsimile livrets de ventes с заметками Габриэля де С.-О.

Предыдущий раздел

Следующая глава


Святая Мария Египетская в пустыне (Якопо Тинторетто)

Тайная вечеря (Якопо Тинторетто)

Картина Тинторетто


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Габриэль де Сент-Обен
Поиск на сайте   |  Карта сайта