Второе поколение графиков

Спектакль в Версале по случаю бракосочетания дофина Ко второму поколению графиков принадлежат Фреданбер, Моро-младший, Моне, Дюплесси-Берто, Сержан-Марсо и Марилье. В общем их искусство значительно строже искусства их предшественников. Уже творчество Кошена стало «остывать» под влиянием античных мраморов; в названных же мастерах этот «классический холодок» сказывается как в резкой уверенности штриха, так и в чрезмерной «чистоте работы», в рассеянности света и, наконец, в некоторой схематичности фигур, все более и более вещающих свое происхождение от античных статуй. Однако и эти художники соорудили незаменимый памятник нравам своего времени, и благодаря им мы можем во всех подробностях знакомиться с тем, как жили, как любили, чем увлекались люди, подготовившие и пережившие Великую Революцию.

Шедевр среди творения двух из этих мастеров — Фреданбера и Моро-младшего — так и носит название "Monument du Costume", и в одном этом, так же, как и во всей затее издания «памятника», сказалось какое-то гордое сознание, что переживаемое время достойно увековечения, что это исключительная во всех отношениях эпоха. И оба мастера, особенно Моро, дали образ тех дней, оправдывающий подобное «самомнение». Разумеется, правы были по-своему философы, громившие своих современников за их легкомыслие, за порабощение жизни условностями, за удаление от натуры. Но, с другой стороны, никогда еще легкомыслие не сплеталось с таким остроумием, никогда условности не окружали быт таким миражом наслаждений, и никогда ложь не облачалась в столь чарующий наряд естественности и непринужденности. Люди тех десятилетий обладали каким-то гениальным даром решительно все обращать себе в удовольствие, и даже призыв возвращения к природе Руссо и англичан открыл только новые горизонты радостей. «Петиметр» и «Кокетка» прямо с бала садились в дормез и ехали в свои близкие поместья в Шарантон, в Отель, в Лувесьен, где их ожидали, вместе с жирными сливками к завтраку, прохладительная тень «натуральных парков» и все прелести «грёзовской деревни» с ее здоровыми девушками и парнями.

И вот не нужно читать ни мемуаров Руссо, ни Кребильонасына, ни Лакло, чтобы ознакомиться как с внешностью, так и с самым духом того времени, а достаточно всмотреться, вжиться в гравюры "Monument du Costume". Изучение их дает полное понятие о том, что представляла из себя суета элегантного французского общества во второй половине XVIII в. Вся жизнь с самых пеленок развертывается в этих сюитах, и лишь развязка остается недоговоренной, ибо даже для самого прорицательного ума в то время она была сокрыта, и никто не подозревал, что эти веселящиеся сеньоры, эти развязные актрисы и счастливые элегантные матери — все встретятся на ступенях эшафота. Не подозревали они и того, что грозный отчет за игру в добродетель будут требовать те самые «добродетельные поселяне», которым Моро посвятил один из листов своего «монумента», озаглавив его «Le vrai bonheur».

Из них швейцарец-«полунемец» Фреданбер, или правильнее Фрейденбергер1, более интимен, более уютен, более приближается к Ходовецкому (какая прелесть хотя бы его сцена у топящегося камина!). Напротив, репертуар Моро2 более широк, он проявляет больший интерес к улице, к театру, к скачкам, к обществу в целом, и француз сказывается во всем несколько официальном тоне, с которым он рассказывает даже события семейной хроники.


1 Sigismund Freudenberger, францизованный в Freudenberg'a, родился в Берне в 1745 г. Ученик Гандмана там же и Виля в Париже. Первые самостоятельные рисунки мастера относятся к 1768 г. В начале 1770х гг. к Ф. обращается издатель Prault, возымевший прекрасную идею создать графический памятник нравам и обычаям своего времени, и затея эта осуществляется в виде издания «Monument du Costume», первая серия которого вышла под заглавием «Suite d'Estampes pour server d'Histoire des Moeurs et du Costume des Francais dans le XVIIIme siecle» (возможно, что идеи многих из композиций Ф. принадлежат швейцарскому банкиру-любителю Jean Henri Eberts). Ф. начал было рисунки и для второй серии того же издания, однако вскоре мастер бросил работу и вернулся на родину, после чего труд был доведен до конца Моро-младшим. В Берне Ф. еще иллюстрировал, вместе с остроумным «виньетистом» Balthazar Antoine Dunker (1746—1807), «Гептамерон королевы Наваррской» (1780—81), а в 1785 г. он выпустил серию «Бернских национальных костюмов». Умер Ф. в Берне в 1801 г.
2 Сын парикмахера Jean Michel Moreau, известный под прозвищем Moreaule-Jeune в отличие от старшего брата-пейзажиста Louis M. (о котором см. выше), родился в Париже 26 марта 1741 г. Ученик ле Лоррена, который взял юношу с собой в Петербург, где Моро, несмотря на свои 17 лет, занимал короткое время должность преподавателя в новооснованной Академии. Смерть ле Лоррена заставила художника в 1759 г. вернуться на родину, и с тех пор М. живет почти безвыездно в Париже. Первое время он состоит помощником Леба (первая подписанная гравюра относится к 1761 г.; к 1763 г. — его имитация рембрандтовской гравюры «Вирсавия»). Затем М. принимается работать на свой страх, но все еще занимаясь одними репродукциями с картин и рисунков других художников (Берне, Бодуэна, Грёза, Гравело). Первые опыты в самостоятельном рисовании были очень робки и состояли в фигурном стаффаже на гравюрах, передававших архитектурные памятники, а также в полуремесленных композициях, служивших иллюстрациями для «Grande Encyclopedie». Наконец, в 1766 г. Моро проявляется в полном блеске в гравюрах «L'Illumination de l'Hôtel de l'Ambassadeur de l'Electeur palatin» и «Les Rejouissances a Reims». Далее идут его шедевры: «Иллюминация Версальского парка в 1770 г. по случаю бракосочетания дофина», «Коронование Вольтера после представления Ирэны» 1778 г., «Коронация короля Людовика XVI» (оригинальный рисунок относится к 1779 г.); две сложнейшие композиции, изображающие «Парижские торжества по случаю рождения дофина» 1782 г. С 1770 г. Моро заменяет Кошена в качестве придворного рисовальщика — dessinateur des Menus-Plaisirs. С 1773 г. он выдвигается и в качестве книжного иллюстратора своими рисунками и гравюрами к «Choix de Chansons, mise en musique par M. de la Borde», a в 1775 г. он является продолжателем начатого Фреданбером издания «Monument du Costume». В этой книге (получившей свое громкое название при втором издании в 1789 г.) Моро принадлежат две серии, из которых одна рассказывает жизнь молодой, отданной забавам света женщины, вторая — времяпрепровождение молодого сеньора-модника. Далее следуют иллюстрации к «Новой Элоизе», к Руссо, к «Телемаку», к Мольеру, к «Генриаде» и т.д. и т.д. В 1781 г. М. избран в «назначенные», в 1787 г. — в академики. В 1783 г. он совершает шестимесячную поездку по Италии. С 1789 г. (и даже еще раньше — с Assemblee des Notables 1787 г.) художник становится одним из убежденных сторонников и точнейших хроникеров революции. Тем не менее и на его благосостоянии тревожное время сказывается самым печальным образом, и престарелый художник принужден в 1797 г. для заработка принять должность профессора «Центральной школы рисования», ибо скудная пенсия не может его вознаградить за ослабление общественного внимания (с 1765 г. мастер был женат на дочери резчика Пино).

Однако последние иллюстрации М. если и не отличаются прежней живостью и огнем, то все же представляют собой (рядом с иллюстрациями Прюдона) лучшее, что создано в этой области во «Франции восходящего Бонапарта». В 1810 г. мастер выставляет рисунки, изображающие празднества по случаю бракосочетания Наполеона и Марии-Луизы. В 1814 г. он снова водворен в свою прежнюю должность «королевского рисовальщика», которую он занимал с 1778 по 1792 гг., но в том же 1814 г. 30 ноября М. умирает — после трех операций — от рака на правой руке. Кроме огромной массы иллюстраций, Моро принадлежит серия портретов — преимущественно профильных. Под несколько суровой оболочкой, М. обладал необычайно тонким и начитанным умом; в деловых отношениях он был несколько «жестким», а его постоянные письма в редакцию «Journal de Paris» свидетельствуют о некоторой слабости к «авторекламе». Один из внуков М. — Орас Берне — занял впоследствии весьма выдающееся место в европейском искусстве. См. Е. et J. de Goncourt «L'Art du XVIII s.», т. III, стр. 63—177 и Adrien Moureau «Les Moreau» в серии «Les Artistes celebres», Paris, 1893.

Предыдущая глава

Следующая глава



Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Графики > Второе поколение графиков
Поиск на сайте   |  Карта сайта