"Классики французской живописи"

Орфей в аду (Фр. Перье) До сих пор мы говорили о тех французских художниках первой половины XVII в., которые остались в общей истории, и лишь в одном месте сделали отступление для графиков второстепенного достоинства. В свое же время, наряду с Калло, Пуссеном и Клодом и совершенно затмевая братьев Ленэн, работал целый ряд других отличных художников. В течение долгого царствования академизма именно они считались гордостью Франции. Ныне же эти знаменитые мастера отошли в область специального изучения.

Переоценка эта объяснима. Правда, все это художники, наделенные прекрасными талантами и уже наверное великолепные знатоки своего дела, доказывающие зрелое состояние французской школы в целом.

Многие из них к тому же обнаружили себя в качестве отличных декораторов, и можно лишь горько пожалеть, что почти все те декоративные ансамбли, которые были ими созданы, ныне, благодаря вандализмам двух веков, частью погибли бесследно, частью известны только по гравюрам. Но, с другой стороны, редкое произведение этих художников может нас сейчас порадовать или потрясти. Все их творчество несколько безлично и является более или менее удачным отражением того, что создавалось в Италии — особенно в Болонье и в Риме.

С другой стороны, уже то, что в течение целых двух веков именно эти художники представляли собой «классиков французской живописи», уже то, что на них, в равной степени с Пуссеном, воспитывались все последующие художники академического типа, что их творчество постоянно обсуждалось и ставилось в пример, заставляет нас обратить на них внимание, хотя бы и лишенное энтузиазма.

Мелеагр и Атланта (Л. де Лагир)Но и кроме того, вся душа века, весь его вкус, все его художественные убеждения станут для нас ясными лишь после изучения этих мастеров. Клод был слишком недоступным для общего понимания поэтом, а лучшее, что есть в Калло и в Пуссене, оставалось даже для их поклонников скрытым вплоть до самого XIX в.

Наоборот, истинное утешение эстетам и всему прециозному вкусу своего времени доставляли Симон Вуэ, Франсуа Перрье, Лоран де ла Гир, Бланшар, Меллан, Шампень, оба Миньяра, Лесюер, Бурдон и, наконец, сам premier peintre du roi — Monsieur Lebran. Д'Арженвилль, этот характерный для академических воззрений историк-компилятор, приписывает Симону Вуэ значение восстановителя во Франции хорошего вкуса и сравнивает его с трагиком Корнелем1.

Однако, если чем излюбленный художник двора Людовика XIII и отличался от своих непосредственных предшественников — Фреминэ и Дюбрейля, или от своего «конкурента» — Пуссена, так это и большей свободой в приемах живописи, доходящей иногда до импровизаторской развязности, и сильным привкусом недопустимого, с точки зрения академических эстетов, натурализма. С другой стороны, те же черты, сближающие Вуэ с Гверчино, делают его искусство для нас более приемлемым, нежели искусство многих его современников — абсолютно выдержанных и строгих, и нужно думать, что в погибших с течением времени декоративных ансамблях, коими Вуэ украсил некоторые частные дома и почти все королевские дворцы, ясные краски и эффектное пользование светотенью должны были производить исключительно радостное впечатление.


1 Simon Vouet родился в Париже 9 января 1590 г. Ученик своего отца Лорана В. (ум. в 1630 г.), peintre ordinaire du roi. 14-ти лет С. В. так искусно писал портреты, что на него пал выбор, когда понадобилось написать портрет одной дамы, жившей в изгнании в Англии. В 1611 г. он сопровождает барона Harlay de Sancy в его посольстве в Константинополь и там по памяти пишет портрет султана Ахмета I. В ноябре 1612 г. В. отправляется в Венецию, где копирует произведения Тициана и Веронезе. В 1613 г. он в Риме, где попадает под влияние Караваджо. Позже он принимается за изучение Гвидо Рени. В 1620 г. Вуэ в Генуе работает для принцев Дория. По возвращении в Рим в 1624 г. его выбирают в principe Академии св. Луки. Мастер, женившись на портретистке Вирджинии Девеццо, совершенно было утверждается в Риме, когда внезапно является в 1627 г. приглашение его ко двору Людовика ХШ. С этого момента, получив звание «первого живописца короля», он становится излюбленным официальным художником Франции и исполняет значительные декоративные работы во дворцах Лувра, Люксамбура, С.-Жермена, Пале Рояля и др. Король брал у него уроки рисования и любил присутствовать при его работах. В позднейшее время В. был настолько завален заказами, что это стало сказываться на достоинстве его живописи. Он все более и более впадал в схематизм, а краски утратили свою прежнюю силу. Умер мастер 30 июня 1649 г. в Париже. Среди многочисленных учеников Вуэ мы находим: Лесюера, Лебрена, его двух братьев и его сына Жака, Франсуа Перрье, П. Миньяра, Шаперона (представленного в Эрмитаже двумя картинами), Ш. Поэрсона, бывшего долгое время директором Римской Академии, обоих Тестеленов, Дориньи-отца, А. Дюфренуа и др. Из них наиболее близок к учителю его зять — искусный декоратор Michel Dorigny-рerе (1617—1665; академик —с 1663 г., профессор —с 1664 г.; автор карикатуры на Мансара). Все декоративные работы Вуэ с течением времени погибли, но многие из них, к счастью, известны нам по гравюрам. Из сохранившихся произведений упомянем ряд картин в Лувре («Аллегория на богатство», «Портрет Людовика XIII», «Сусанна» и др.), картины в музеях Гренобля, Гавра, Лиона, Монпелье, Нанси, Нанта, Орлеана, Тулузы, Берлина, Дрездена. Эрмитаж обладает тремя характерными картинами мастера, из которых «Смерть Лукреции» носит еще сильно караваджеский характер. С В. гравировали его оба зятя — Дориньи и Тортеба, Кл. Меллан, П. Даре и мн. др. См. Charles Perrault «Eloge des hommes illustres».

Предыдущий раздел

Следующая глава


Роспись церкви Santa Maria Novella во Флоренции (Братья Гирландайо)

Портрет писателя Н.В. Кукольника (К.П. Брюллов, 1836 г.)

Святое семейство со святой Екатериной и Иоанном


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Французские классики XVII века
Поиск на сайте   |  Карта сайта