"Классики французской живописи"
До сих пор мы говорили о тех французских художниках первой половины XVII в., которые остались в общей истории, и лишь в одном месте сделали отступление для графиков второстепенного достоинства. В свое же время, наряду с Калло, Пуссеном и Клодом и совершенно затмевая братьев Ленэн, работал целый ряд других отличных художников. В течение долгого царствования академизма именно они считались гордостью Франции. Ныне же эти знаменитые мастера отошли в область специального изучения.
Переоценка эта объяснима. Правда, все это художники, наделенные прекрасными талантами и уже наверное великолепные знатоки своего дела, доказывающие зрелое состояние французской школы в целом.
Многие из них к тому же обнаружили себя в качестве отличных декораторов, и можно лишь горько пожалеть, что почти все те декоративные ансамбли, которые были ими созданы, ныне, благодаря вандализмам двух веков, частью погибли бесследно, частью известны только по гравюрам. Но, с другой стороны, редкое произведение этих художников может нас сейчас порадовать или потрясти. Все их творчество несколько безлично и является более или менее удачным отражением того, что создавалось в Италии — особенно в Болонье и в Риме.
С другой стороны, уже то, что в течение целых двух веков именно эти художники представляли собой «классиков французской живописи», уже то, что на них, в равной степени с Пуссеном, воспитывались все последующие художники академического типа, что их творчество постоянно обсуждалось и ставилось в пример, заставляет нас обратить на них внимание, хотя бы и лишенное энтузиазма.
Но и кроме того, вся душа века, весь его вкус, все его художественные убеждения станут для нас ясными лишь после изучения этих мастеров. Клод был слишком недоступным для общего понимания поэтом, а лучшее, что есть в Калло и в Пуссене, оставалось даже для их поклонников скрытым вплоть до самого XIX в.
Наоборот, истинное утешение эстетам и всему прециозному вкусу своего времени доставляли Симон Вуэ, Франсуа Перрье, Лоран де ла Гир, Бланшар, Меллан, Шампень, оба Миньяра, Лесюер, Бурдон и, наконец, сам premier peintre du roi — Monsieur Lebran. Д'Арженвилль, этот характерный для академических воззрений историк-компилятор, приписывает Симону Вуэ значение восстановителя во Франции хорошего вкуса и сравнивает его с трагиком Корнелем1.
Однако, если чем излюбленный художник двора Людовика XIII и отличался от своих непосредственных предшественников — Фреминэ и Дюбрейля, или от своего «конкурента» — Пуссена, так это и большей свободой в приемах живописи, доходящей иногда до импровизаторской развязности, и сильным привкусом недопустимого, с точки зрения академических эстетов, натурализма. С другой стороны, те же черты, сближающие Вуэ с Гверчино, делают его искусство для нас более приемлемым, нежели искусство многих его современников — абсолютно выдержанных и строгих, и нужно думать, что в погибших с течением времени декоративных ансамблях, коими Вуэ украсил некоторые частные дома и почти все королевские дворцы, ясные краски и эффектное пользование светотенью должны были производить исключительно радостное впечатление.
1 Simon Vouet родился в Париже 9 января 1590 г. Ученик своего отца Лорана В. (ум. в 1630 г.), peintre ordinaire du roi. 14-ти лет С. В. так искусно писал портреты, что на него пал выбор, когда понадобилось написать портрет одной дамы, жившей в изгнании в Англии. В 1611 г. он сопровождает барона Harlay de Sancy в его посольстве в Константинополь и там по памяти пишет портрет султана Ахмета I. В ноябре 1612 г. В. отправляется в Венецию, где копирует произведения Тициана и Веронезе. В 1613 г. он в Риме, где попадает под влияние Караваджо. Позже он принимается за изучение Гвидо Рени. В 1620 г. Вуэ в Генуе работает для принцев Дория. По возвращении в Рим в 1624 г. его выбирают в principe Академии св. Луки. Мастер, женившись на портретистке Вирджинии Девеццо, совершенно было утверждается в Риме, когда внезапно является в 1627 г. приглашение его ко двору Людовика ХШ. С этого момента, получив звание «первого живописца короля», он становится излюбленным официальным художником Франции и исполняет значительные декоративные работы во дворцах Лувра, Люксамбура, С.-Жермена, Пале Рояля и др. Король брал у него уроки рисования и любил присутствовать при его работах. В позднейшее время В. был настолько завален заказами, что это стало сказываться на достоинстве его живописи. Он все более и более впадал в схематизм, а краски утратили свою прежнюю силу. Умер мастер 30 июня 1649 г. в Париже. Среди многочисленных учеников Вуэ мы находим: Лесюера, Лебрена, его двух братьев и его сына Жака, Франсуа Перрье, П. Миньяра, Шаперона (представленного в Эрмитаже двумя картинами), Ш. Поэрсона, бывшего долгое время директором Римской Академии, обоих Тестеленов, Дориньи-отца, А. Дюфренуа и др. Из них наиболее близок к учителю его зять — искусный декоратор Michel Dorigny-рerе (1617—1665; академик —с 1663 г., профессор —с 1664 г.; автор карикатуры на Мансара). Все декоративные работы Вуэ с течением времени погибли, но многие из них, к счастью, известны нам по гравюрам. Из сохранившихся произведений упомянем ряд картин в Лувре («Аллегория на богатство», «Портрет Людовика XIII», «Сусанна» и др.), картины в музеях Гренобля, Гавра, Лиона, Монпелье, Нанси, Нанта, Орлеана, Тулузы, Берлина, Дрездена. Эрмитаж обладает тремя характерными картинами мастера, из которых «Смерть Лукреции» носит еще сильно караваджеский характер. С В. гравировали его оба зятя — Дориньи и Тортеба, Кл. Меллан, П. Даре и мн. др. См. Charles Perrault «Eloge des hommes illustres».
Роспись церкви Santa Maria Novella во Флоренции (Братья Гирландайо) | Портрет писателя Н.В. Кукольника (К.П. Брюллов, 1836 г.) | Святое семейство со святой Екатериной и Иоанном |