История живописи всех времён и народов.
Александр Бенуа.

«История живописи» менее всего похожа на академический труд, исследующий культуру прошлого безотносительно к задачам современного искусства. Бенуа собирался довести изложение первой части книги до живописи импрессионистов и закончить вопросом о том, как «пейзажное отношение» заполнило современное искусство и «все в живописи приобрело одинаковое для художника значение с точки зрения «живописных» теорий, как мало-помалу и самый «пейзаж» стал утрачивать первоначальный смысл, уступая место исканиям абсолютно живописного характера».

В этом отношении книга имела конкретный адрес: направленная против декадентства, понимаемого как движение, отказывающееся от реалистических традиций прошлого, она должна была показать, что «передовое художество» превращает живописца в одиночку, который из своей кельи хладнокровно смотрит на переливы красок и форм, не понимая внутреннего смысла явлений и не задаваясь целью понять их: «Прежние художники «пользовались глазом», настоящие — «в рабской зависимости» от него. Еще один шаг — и художники уйдут окончательно в себя, закроют самый вид на внешний мир, пожелав сосредоточить все внимание на игре форм и красок. Получится тогда полная слепота по отношению к внешнему миру».

В процессе работы над книгой Бенуа отказался от первоначального замысла: начиная с 18-го выпуска подзаголо­вок «Пейзажная живопись» уже не встречается, а в тексте преобладают общие оценки творчества мастеров и их произведений. Анализы и оценки эти порой настолько точны п выразительны, что вряд ли могут вызвать возражения и в наше время. Особенно в разделах, где гово­рится об итальянских художниках XIV—XV веков, о венецианской школе живописи, и прежде всего о Тициане, о живописи Италии XVII и XVIII столетий, о мастерах Нидерландов и Фландрии, о Пуссене и Ватто.

К 1917 году издание прекратилось на 22-м выпуске первой части книги, посвященном французскому искус­ству середины XVIII века. Но и в далеко не завершенном виде труд Бенуа может быть поставлен вровень с, лучшими достижениями русского академического искусствознания этой поры — исследованиями Д.В. Айналова, О.Ф. Вальдгауэра, И.Э. Грабаря, Н.П. Кондакова, Н.И. Романова; Б.Р. Виппер справедливо замечает, что его отдельные разделы могут расцениваться и как успех мирового искусствознания второго десятилетия XX века.

4-й том этой книги по-своему уникален. Каждый из трех предыдущих томов состоял из шести книжек. А в 4-й том вошли только первые пять. Текст 6-ой (последней) книжки был уже набран в петербургской типографии "Сириус", однако, случилась Октябрьская революция, и типография была разгромлена революционерами. Поэтому 4-й том обрывается на полуслове. К сожалению, остаток текста утерян для читателей безвозвратно.

Содержание:

Том 1
Том 2
Том 3
Том 4


Спуск яхты на воду в Аранхуэце (Жан Батист Мацо)

Последний день Помпеи (К.П. Брюллов, 1833 г.)

Царевна-Лебедь (М.А. Врубель, 1900)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов
Поиск на сайте   |  Карта сайта