Филипп де Шампень, Жан Батист Шампень

Жатва (Ж. Стелла) Филипп де Шампень, занимающий одно из самых видных мест в истории портрета, написал и большое количество церковных картин — если не блестящих и не жизненных, то все же заслуживающих внимания превосходной методичной техникой1.

Не этому ли воспитаннику фламандской школы обязан и Пуссен более, нежели своему учителю Варену, своим техническим мастерством? Ведь оба художника встретились в Париже, подружились и даже поселились в одном «подворье».

Внушает уважение и добросовестное, вдумчивое отношение Шампеня к религиозным темам, выдающее его близость к янсенистам, к этим «пуританам католицизма».

Младший Шампень, Жан Батист, приходившийся племянником Филиппу, несколько более свободен в приемах и более гармоничен в красочных сочетаниях. Известная пышность его приемов оказалась даже пригодной для декоративных ансамблей Леб-рена, а его «Взятие Богородицы на небо» выдерживает соседство если не самого Рубенса, то Дипенбека и Крайера.


1 Philippe de Champaigne родился в Брюсселе 26 мая 1602 г. в семье, происходившей из Реймса. Ученик Жана Бульона и Мишеля де Бурдо, произведения которых не дошли до нас. Впоследствии он пользовался наставлениями знаменитого в свое время пейзажиста Фукьера «Le Titien de la Flandre» — одного из сотрудников Рубенса (известного в истории французской живописи своими претензиями на преимущественную перед Пуссеном роль в деле декорирования галереи Лувра). В 1621 г. Ш. уже в Париже. Здесь он находит приют в College de Laon, где встречается с другим «северянином» — Пуссеном. Первое время специальностью Ш. была пейзажная живопись, позже он всецело перешел на портрет и «историю». Возможно, что благодаря Пуссену Шампень принял участие в декоровке Люксамбура под общим наблюдением Никола Дюшена, на дочери которого Ш. женился в 1628 г., получив одновременно звание живописца королевы-матери и квартиру в Люксамбуре (до этого Ш. ездил ненадолго в Брюссель). Однако уже в 1631 г., вследствие изгнания Марии Медичи, происходит перерыв в декоровке ее дворца. В 1637 г. Ш. удостоен звания «живописца короля» (в качестве такового он подписывает метрику своей второй дочери). В эти же годы Ш. занят для монастырей «кармелитов улицы St. Jacques», «кармелитов улицы Chapon» (1631 г.) и «Religieuses du Calvaire». В 1634 г. он пишет, по заказу Людовика XIII, для Notre Dame «Обет короля» (ныне в музее Caen) и «Церемонию посвящения в рыцари Св. Духа» (один из экземпляров этой композиции в музее Тулузы). И для Ришелье мастер исполняет ряд работ, из которых особенно значительной была роспись плафона в галерее Palais Royal, где по золотому фону, имитирующему мозаику, Ш. изобразил разные аллегории, а также события из жизни великого министра (эта прославленная современниками живопись была варварски уничтожена в конце царствования Людовика XIV). В другой части дворца Шампень по заказу Ришелье создал портретный «Пантеон» всех знаменитых людей Франции, для чего им были сделаны самые добросовестные изыскания (эти портреты были воспроизведены в XVII в. гравёрами Heintz и Bignon). Смерть жены в 1638 г. повергла Филиппа в глубокое отчаяние, и лишь необходимость заботиться о трех сиротах заставила его снова втянуться в работу. Однако испытания на этом не кончились. В 1650 г. умирает его единственный сын Клод, подававший большие надежды, а несколько позже — его меньшая дочь Франсуаз, бывшая с 1648 г., как и старшая — Катерин, пансионеркой знаменитого в истории янсенизма Port Royal. В 1656 г. Катерин сама поступает в монахини под именем Catherine de Sainte Suzanne. Для Port Royals Шампень исполняет целый ряд картин, среди которых «Тайную Вечерю» и двойной портрет его дочери и другой монахини, написанный в память чудесного исцеления Катерин де Сент Сюзан от паралича в 1662 г. (обе картины в Лувре; портрет «ех voto» Шампеня справедливо числят среди самых благородных произведений натуралистического характера). Всю свою нежность Ш. в последние годы жизни перенес на своего племянника Jean Baptiste de Champaigne (10 октября 1631 г. в Брюсселе, 28 октября 1681 г. в Париже), которого он взял на воспитание еще в 1644 г. и который принял французское подданство в 1655 г. По возвращении племянника из Италии в 1658 г. Филипп берется вместе с ним исполнить роспись апартаментов короля в Венсенском замке, законченную в 1661 г. В 1667 г. Ж. Б. женится на племяннице покойной жены Филиппа, и в том же году им исполнена картина, поднесенная корпорацией золотых дел мастеров Notre Dame (ныне в музее Нанта). Снова дядя и племянник работают вместе над декоровкой апартаментов дофина в Тюильри («История Ахиллеса»), прерванной вследствие начала живописных работ в Версале. В убранстве Версаля принимал участие уже один только Ж. Б. («Зал Меркурия»). Последние годы Филипп де Шампень был исключительно занят для церквей. С 1648 г. он состоял членом Академии живописи; в 1655 г. он назначен профессором Академии, перед собранием которой он неоднократно выступал и в качестве докладчика, обсуждая произведения Тициана и Пуссена. Умер Филипп 12 августа 1674 г., оставив значительную сумму любимому монастырю. Ж. Б. д. Ш. умер через несколько дней после своей единственной дочери, 28 октября 1681 г. (последнее время он был занят в Версале живописью в «Зале Меркурия» и в «Собственной молельне королевы», а также портретами). С 1663 г. Ж. Б. состоял академиком, а с 1664 г. — профессором, и ему также принадлежат несколько прочитанных в Академии докладов о картинах Пуссена, Тициана, Гвидо, о «достоинстве рисунка» и о «подражателях чужим приемам». См. A. Gazier «Philipe et Jean Baptiste de Champaigne» в серии «Artistes Celebres», Paris, 1893; Bouchitte «Notice sur la vie de Ph. de С.» в «Mftmoires de la Societe des Sciences morales de Seine et Oise», TV, 1856; Galesloot «Notice biographique concernant J. B. d. С», изд. «Academie Royale des Sciences et des Beaux Arts», Bruxelles. 1868; два доклада Goovaerts в «Reunions des Societes des B. A.», 1891, 1892; «Memoires inedits» (Guillet de St. Georges), статью Stein о сношениях Ф. д. Ш. с Port Royale`м в «Reunion des Societes des В. A.», 1891.

Предыдущая глава

Следующая глава


Пир в Кане (Маттиа Прети)

Натюрморт с рыбами (Джузеппе Рекко)

Пьяные фавны (Б. Кастильоне)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Французские классики XVII века > Филипп де Шампень, Жан Батист Шампень
Поиск на сайте   |  Карта сайта