Клод Виньон, Франсуа Перрье

Св. Симеон Богоприимец (Филипп де Шампэнь) Более выдержанными натуралистами представляются бодрый, энергичный живописец Клод Виньон1 и особенно известный в качестве гравёра К. Меллан. К сожалению, творение Виньона разбросано по провинциальным музеям и по церквям. Многое и вовсе пропало, причем оно не удостоилось, подобно произведениям Вуэ, чести гравюры.

Но то, что сохранилось (например, картины в Лилле и в Гренобле), обнаруживает в художнике известную самостоятельность, а иногда и какую-то вычурную затейливость, выдающую в нем современника Брамера и Рембрандта. Клод Меллан2, автор знаменитого «Нерукотворного образа», награвированного им посредством одной непрерывной линии, начинающейся с середины носа Христа, представляется обыкновенно как лишенный темперамента техник, прятавший под виртуозными фокусами свою неспособность загораться настоящим творческим пламенем.

На самом деле он заслуживает более сочувственного отношения. Целый ряд его оригинальных композиций соединяет удивительную простоту с искренностью, неподражаемо уверенное мастерство с внимательным изучением природы. Особенно же хороши его портреты, методичность штриховки коих не вредит ни классической их красоте, ни жизненности.

Искусство Франсуа Перрье3 можно, до известной степени, рассматривать как продолжение строгого и «ученого» искусства Фреминэ; оно, однако, лишено чисто живописных достоинств автора плафона Фонтенблоской капеллы.

То, что умели выискать схоласты-эстеты в Пуссене, то самое, действительно, содержится — без всякой примеси чего-либо вольного — в Перрье. Зато лад композиции у этого художника не уступает самому Аннибале Караччи, а все его фигуры и лица — полные внушительного благородства — более высокого стиля, нежели стиль учителя Перрье, Ланфранко. Этот вкус к благородству сообщает и гравюрам Перрье с античных скульптур (на которых учились прежде, чем добраться до Рима, все французские художники) особую красоту и даже прелесть.


1 Claude Vignon le Vieux родился в Type 19 мая 1593 г.; считается, без всякого основания, учеником Караваджо в Риме, куда юный В. попал в обществе двух монахов. На публичном конкурсе, заданном папой Григорием XV, В. получил первую премию за свой «Брак в Канне». На возвратном пути во Францию В. побывал в Испании. Мария Медичи неоднократно посылала мастера, известного своим критическим даром, в Испанию и в Италию для художественных приобретений. Людовик XIII заказал ему серию шпалер с изображением королевских эмблем. Много занимался В. и иллюстрацией книг («Les femmes fortes» Лемуана, «La pucelle d'Orleans» Шапелэна, «L'Ariane» Демарэ и др.). Художник был дважды женат и имел баснословное количество детей (34), из которых старший, Клод, был искусным живописцем. Сам «старый» Виньон славился исключительной быстротой работы. Умер В. в Париже 10 мая 1670 г. С 1651 г. он был профессором Академии. Из произведений мастера сохранились картины в музеях Гренобля («Иисус среди книжников»), Лилля, Нанта, («Омовение ног» 1653 г.), Ренна, Руана, Тулузы. Кроме того, известны 27 оригинальных гравюр В. и гравюры с его произведений N. Deshayes и Rene Lochon. См. заметку Guillet de St. Georges «Мeт. Inedits», т. I.
2 Claude Mellan родился в Аббевилле 23 мая 1598 г.; сын медника; юношей еще переселился в Париж. Первыми работами М. были гравюры с портретов Дюмустье (1821, 23). В 1624 г. на средства Пейреска мастер отправляется в Рим, где он поступает к Вилламене, а позже — к Вуэ. Огромный успех ожидал М. по его возвращении в 1637 г. в Париж, где он получил казенную квартиру в Лувре, пенсию и звание «гравёра кабинета короля». Умер мастер в Париже 9 октября 1688 г. от последствий падения с лестницы. Считается, что все картины М. остались в Италии, тем не менее мы можем судить о нем, как о живописце, по его гравюрам с собственных произведений. Особенно замечательны, кроме «Нерукотворного образа», «Юный св. Иоанн Креститель в пустыне», «Распятие» и «Положение во гроб». См. An. de Montaiglon «Catalogue raisonne de l'oeuvre de C. M.», Abbeville, 1856.
3 Francois Perrier, прозванный «Le Bourguignon», родился в St. Jean de Losne (no другим сведениям, в Маконе и в Салэне — Salins) в 1590 г. Сын золотых дел мастера. Юношей отправился в Рим, служа проводником слепому нищему. В Риме ему удалось попасть в ученики к Ланфранко. На возвратном пути он некоторое время жил в Лионе (где, между прочим, расписал монастырь картезианцев) и затем в Маконе. С 1630 г. он в Париже. По рисункам Вуэ П. расписывает капеллу замка Chilly. В 1635 г., недовольный малым применением своего таланта во Франции, П. возвращется в Италию, где много занимается гравированием с античных статуй. Преданный Ланфранко, он не гнушается принять участие в интригах этого мастера против Доменикино. В 1645 г. Перрье возвращается снова в Париж, где главнейшей работой его было декорирование Hotel de la Vrillere (ныне Hotel de la Banque). В 1648 г. П. избран одним из членов-основателей парижской Академии живописи. Умер мастер в июле 1656 г., по другим сведениям —в 1650 г. См. статью Guillet de St. Georges в «Memoires ined. Sur la vie des membres de Pacad.».

Предыдущая глава

Следующая глава


Диана и Актеон (Йозеф Гейнц)

Мадонна ди Мантелюс (Джованни Франческо Пенни)

Портрет девушки (В.А. Серов)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Французские классики XVII века > Клод Виньон, Франсуа Перрье
Поиск на сайте   |  Карта сайта