Жерар Дуффе
Не лишены красоты и аллегорические картины Лесюера, особенно некоторые декоративные панно, украшавшие одно из чудес французского искусства XVII в. — Hotel Lambert на острове St. Louis в Париже. Умное изучение Рафаэля и Корреджо - в сочетании с увлечением Гвидо - сказывается здесь на каждом шагу, и это тем более замечательно, что Лесюер в Италии не был и с итальянским искусством был знаком лишь по тому, что он мог видеть в парижских собраниях. И еще в пользу даровитого, рано скончавшегося мастера говорит то, что при всей его зависимости от итальянцев, в нем много чисто французских черт, сохранением коих он, вероятно, и обязан Пуссену. Так, существеннейшие черты искусства Лесюера — нежный тон, спокойствие и сдержанность в композиции, — несомненно, чисто французского происхождения.
Уже во «франко-фламандцах» Шампене и Стелле мы поражаемся их чрезвычайной близостью к Пуссену, но еще большую зависимость от него мы найдем в группе художников, по рождению относящихся к южной Бельгии и к ее главному центру — Льежу, и все же более тяготевших к Парижу, нежели к Антверпену и Брюсселю. Трудно поверить, чтобы Дуффе, Дамери или Жерар де Лэресс были соотечественниками Рубенса, и, наоборот, родство их с Пуссеном настолько близко, что многие их картины ходили и до сих пор ходят за произведения последнего. Для правильной оценки этого явления нужно, со своей стороны, вспомнить, что и в Пуссене мы найдем немало таких черт, которые если и не являются характерно нидерландскими, то все же, как мы уже указывали, «подтверждают» его северное происхождение, его развитие под руководством полунидерландца Варена и его связь с северянином Филиппом де Шампень.
Главные картины Дуффе1 были когда-то приобретены для знаменитой Дюссельдорфской галереи и в составе последней попали в Мюнхен. В них-то и поражает полное отсутствие бурного фламандского темперамента и, наоборот, на первый взгляд они производят то несколько расхолаживающее впечатление, которое вызывается болонскими академиками или религиозными композициями Пуссена. Слишком во всем чувствуется расчет, пользование манекеном, натурщиками, перспективным построением, а черноватость теней поражает в нидерландце еще больше, нежели в итальянце или во французе. Однако стоит преодолеть это впечатление, и мастер заинтересовывает как своими композиционными инвенциями, так и умным пользованием световыми эффектами, затейливым изяществом фигур, жестов, одежд и, наконец, благородством палитры. С Пуссеном к тому же его связывает не только одна «разумность» его искусства, но и то, что Дуффе действительно «умеет верить» в свой предмет. Когда он отводит главному происшествию в картине «Нахождение мощей св. Франциска» место на втором плане, где-то в углу, то делает он это не по недомыслию, а, напротив того, по изысканной «прециозности» — прибегая к этому приему с тем же расчетом, какой руководил и многими другими искусными «режиссёрами» живописи — Тинторетто, Веронезе или тем же Пуссеном2.
1 Gerard Douffet родился в Льеже в один год с Пуссеном —6 августа 1594 г.; ученик брюссельского уроженца Jean Taulier, работавшего во вкусе Мартина де Воc; позже Д. перешел к Perpete в Динане и к самому Рубенсу в Антверпене (на два года). В 1614 г. художник отправляется в Италию, где он живет восемь лет. Побывав в Риме, на Мальте и в Венеции, Д. возвращается в Льеж весной 1623 г. Здесь он женится на своей возлюбленной и постепенно, несмотря на крайне медленный способ работать, становится самым видным художником города. К 1627 г. относится «Нахождение мощей св. Франциска», к 1624 (?) — «Нахождение св. Креста» (обе картины в Мюнхене), к 1640 г. — «Триптих св. Екатерины» в церкви той же святой (погиб в огне в 1691 г.). Кроме того, сохранилось два превосходных портрета итальянского периода в Мюнхене, «Св. Рох» в льежской церкви св. Вероники, «Исцеляющий св. Петр» в собрании Alfred Bequet в Намюре, «Венера посещает Вулкана» в собрании Auguste Visschers в Брюсселе, портрет принца Максимилиана Баварского в замке Kinkempois и др. См. J. Helbig «La peinture au pays de Liege», Liege, 1903 и его же «L`Art Mosan», Braxelles, 1911.
2 О мастерских портретах художника, могущих выдержать сравнение даже с Гальсом и Гельстом, речь будет в книге, посвященной портретной живописи.
... Дышал ноябрь осенним хладом. 1916-1922 г. | Перекресток Философов зимой: Аквилон. 1922 г. | Зал Катальной горы в Ораниенбауме. 1901 г. |