Гильом Карлье, Флемаль, Дамери

Бегство в Египет (С. Бурдон) Ученик Дуффе — Флемаль1, а также ученики последнего — Гильом Карлье и Вальтер Дамери уступают Дуффе в композиционной изобретательности и виртуозности техники, но и у них мы найдем как отдельные картины, так и целые декоративные ансамбли превосходного достоинства.

И Флемаль и Дамери жили и работали во Франции, одно же из славных произведений последнего — фреска в куполе церкви кармелитов на улице Вожирар — принадлежит к самому замечательному, что сохранилось в Париже от монументальных работ XVII в.2 Что же касается Карлье, то он не покидал своей родины и, быть может, благодаря этому обстоятельству картины его обладают большей жгучестью, а технические приемы особенным блеском3.

С Пуссеном его нельзя смешать именно благодаря тому, что чисто живописное начало у Карлье берет верх, что мастер, видимо, слишком наслаждается своим «ремеслом». Но и с художниками круга Рубенса Карлье, при всей его колористической одаренности, трудно смешать; для этого и он недостаточно свободен.

Роль Жерара де Лэресс слишком значительна в истории нидерландской живописи, чтобы мы к нему не вернулись еще при обсуждении последней4.


1 Berthollet Flemalle (Flemael, Flamael) родился в Льеже 26 мая 1614 г. в семье живописца на стекле; ученик Дуффе; двадцати четырех лет Ф. отправляется за границу и посещает Париж, Рим, Флоренцию и снова Париж, где ему удается обратить на себя внимание мецената-канцлера Cerie. Вероятно, во Франции им исполнена большая картина, известная нам по гравюре Наталиса 1649 г. — «Собор ордена картезианцев». На родине, куда Флемаль возвращается в 1647 г., им исполнен ряд значительных работ, из которых многие были увезены в 1794 г. во Францию, причем варварски погиб его шедевр — «Успение Богородицы». Другим его шедевром считался «Св. Бруно», — он также погиб, но известен по гравюре Наталиса и по эскизу самого мастера в собрании свящ. Joseph Scheen. В 1670 г. Ф. призван в Париж, где избран в члены и профессора Академии; в том же году мастеру пожалован доходный каноникат коллегиальной церкви св. Павла в Льеже. В Париже им исполнен, м. п., плафон в аудиенц-зале Тюильрийского дворца. К сожалению, вскоре после этого Ф. впал в тяжкую меланхолию (современники считали Ф. жертвой пресловутой отравительницы, маркизы Бренвиллье) и умер в своем роскошном дворце з Льеже 10 июля 1675 г. Ф. занимался и архитектурой. Сохранился ряд картин мастера в музеях Caen, Лилля («Молитва св. Ламберта»), Брюсселя («Изгнание Гелиодора»), Касселя («Смерть Лукреции»), Дрездена («Бегство Энея из Трои»).
2 Walthere Damery, член художественной семьи, родился в Льеже 7 марта 1690 г.; по окончании иезуитской школы он поступает в ученики к Антуану Дебурто; в 1635 г. отправляется в Англию, оттуда во Францию, наконец - в Италию. Здесь он подвергается влиянию Кортоны. На возвратном пути попадает в плен к алжирским пиратам, но освобождается благодаря заступничеству французских монахов. Во время пребывания в Париже им исполнена фреска в куполе церкви монастыря Carmes Dechausses «Глорификация ордена кармелитов». Возвращается мастер в Льеж в 1644 г.; вторично женится в 1659 г. на Anne Catherine de la Chapelle. Умер Дамери в Льеже 18 февраля 1672 г. Его брат и ученик Jacques D. (1619—1685) провел значительную часть жизни в Риме; он славился живописью цветов. Из произведений В. Д. до нас дошли, кроме вышеупомянутого купола, «Снятие со Креста» (1650 г.) в церкви Herck-St. Lambert, «Богородица» в льежской церкви Ste. Foi, «Сретение» в церкви Glain близ Льежа, «Пастораль» (1670) в собр. Brahy в Льеже, «Явление Богородицы св. Норберту» в Мюнхене, «Передача скапулария св. Симону Стоку» в музее Майнца.
3 Jean Guillaume Carlier родился в Льеже 3 июня 1638 г. Ученик Флемаля, за которым он последовал во Францию. Позже он жил на родине, где и умер 1 апреля 1675 г. от последствий панического испуга. Его шедевром считается картина «Мучение св. Дени», дошедшая до нас только в копии и в эскизе самого мастера в Брюссельском музее. Кроме того известны: «Крещение Господне в соборе Льежа», «Христос с детьми» в собр. Theux de Montjardin и «Св. Иосиф» в музее Майнца.
4 Gerard de Lairesse родился 11 сентября 1640 г. в семье живописца Renier de L. (1597-1667). Крестник Дуффе. Ученик друга отца, Б. Флемаля, который его заставлял изучать памятники древности и произведения Пуссена. 29-ти лет Лэресс исполняет значительный по размерам образ «Мучение св. Урсулы» для церкви этой святой в Аахене, после чего юный художник быстро завоевывает общее признание. К тому же раннему периоду деятельности относятся «Св. Августин» в музее Caen, «Крещение св. Августина» в Майнцском музее и ряд мифологических сюжетов. История на романической подкладке принуждает художника в 1664 г. покинуть Льеж и поселиться в Голландии, где, живя в Герцогенбоше, он обращает на себя внимание торговца Ейленбурга, заключившего с ним договор по продаже картин. После этого мастер переселяется в Амстердам, где он получает право гражданства в 1667 г. Разбогатев, Лэресс обзаводится собственным домом, в котором устраивает частную академию. Одно время мастер работает также для штатгальтера в Гааге. Продуктивность художника как в области живописи, так и в гравюре, была огромной, но, к сожалению, блестящая карьера его в 1690 г. прервалась тяжким недугом — он ослеп. Однако и после этого несчастья Л. не переставал интересоваться искусством, и к этому времени относятся его лекции о теории искусства, иллюстрации к которым изготовлял его сын и Иог. Глаубер. Собранные в одно целое, эти лекции были изданы в 1707 г. под заглавием «Het groot Schilderbook» (успех книги выразился в том, что вслед за первым последовали три других издания, а также по два переводных — на французском, на немецком и английском языках). Умер Лэресс 28 июля 1711 г. Картины мастера сохраняются в музеях Амстердама, Берлина, Брюсселя, Касселя, Гааги, Стокгольма, Вены, Христиании, Дрездена, Мюнхена, Лувра, Caen, в гаагском Binnenhofе и т. д. В Эрмитаже кисти Л. принадлежит картина «Жертвоприношение» (близко к Л. подходит и картина «Материнская любовь», которую, однако, нужно отдать его сыну). П.П. Семенов цитирует две картины Л. в петергофском Монплезире и одну картину в собрании Нарышкиной. На выставке «Старых Годов» был эффектный подписной аллегоричный портрет мастера из собр. И. Я. Мюргед. Личность Лэресса вполне уясняется при изучении одних его великолепных офортов, изданных цельным сборником Н. Фишером с присовокуплением гравюр Munnickhiiysen'a, A. Bloteling'a и др. В 1685 г. появились и его таблицы для анатомии Bidloo. См. L. Abry «Les homes illustres de la nation liegeoise», Liege, 1867; J. Helbig «L'art mosan», Braxelles, 1911; «Gerh. de Lairesse Leodiensis Pictoris Opus Elegantissimum ipsa manutam aere incisum quam inventum».

Предыдущая глава

Следующая глава


Витязь на распутье (Васнецов В.М., 1878)

Авраам, принимающий трех странников (А.А. Иванов, 1850-е)

Ораниенбаум. Кабинет "Обезьян" в павильоне Катальная гора. 1900 г.


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Французские классики XVII века > Гильом Карлье, Флемаль, Дамери
Поиск на сайте   |  Карта сайта