Франческо Казанова, Жозеф Филипп Лутербур

Дорога в лесу (Лантара) Казанова1, брат знаменитого авантюриста, достоин был бы занять выдающееся положение как среди баталистов, пришедших на смену Паросселю, так и среди жанристов во вкусе Фрагонара. Но, в сущности, лучшее, что создано им — это пейзажи с большими фигурами животных, в которых мастер является продолжателем Дюжардена и Поттера.

Правда, рядом с произведениями голландцев Казанова кажется несколько «нарядным». Но все же его картины поражают и серьёзностью знаний и осознанностью красочной задачи: мы бы сказали, своим «приближением к Тройону». Выдается Казанова и своей благородно-спокойной техникой, являющейся чем-то довольно редким на общем фоне виртуозного щегольства, которым отличается XVIII в.

Лутербур2 играет значительную роль в истории живописи Англии, куда этот офранцузившийся немец переселился и где он завоевал огромный успех. Но уже и во Франции гибкий, восприимчивый мастер, работавший в самых разнообразных манерах, успел себе создать видное положение. Лутербур принадлежит к тому разряду adapteur'oв, на которых всегда была щедра Германия и типичнейшим представителем которых слывет «обезьяна Рембрандта» — Дитрих. Но — как и Дитриху — Лутербуру нередко удавалось создавать вещи, полные тонкого чувства краски, а иногда и поэзии. Шедевры его «французского периода» (особенно пейзажи с фигурами скота) легко принять за Фрагонара, тогда как впоследствии он имитировал Хогарта, Роландсона и, несомненно, чему-то весьма существенному мог научить Тернера3.


1 Francesco Casanova родился в Лондоне в 1727 г. во время пребывания его родителей (актеров по профессии) в Англии; отосланный еще в 1733 г. в Венецию к родным, он поступает в ученики сначала к Гварди (о котором очень пренебрежительно выражается его родной брат — «Казанова де Сейнгальт»), а затем к искусному баталисту, последователю Бургиньона—Франческо Симонини (1689—1753). В 1751 г. К. попадает в Париж, с 1752 по 1757 гг. живет в Дрездене, где уже поселился его старший брат, тоже бывший живописцем, Джованни Батиста К. (1722— 1795), и где Франческо исполняет копии с картин галереи. По возвращении в Париж он начинает пользоваться большим успехом и в 1763 г. принят в число академиков. Считается, что злобная критика Дидро побудила Казанову снова покинуть Францию, после чего он некоторое время жил в Дрездене, а затем, с 1783 г., в Вене, где он и исполнил заказанные Екатериной II картины, изображающие победы Потемкина (гравированы Ад. ф. Бартшем и Кюфнером). Умер К. в Бриле, близ Вены, 5 июня 1805 г. Большую сенсацию вызвала в 1767 г. выставленная в Лондоне картина мастера, представлявшая «Переход Ганнибала через Альпы». Произведения К. находятся в Лилле (2 пейзажа), Бордо, Дульвиче, в Эрмитаже (3 картины) и в нашей Академии Художеств (большой конный портрет Иосифа II и его свиты). Превосходный рисунок мастера у С. П. Яремича. Кроме того, известен ряд его оригинальных и очень искусных офортов.
2 Joseph Philippe Loutherbourg или Lutherburg, о котором Дидро говорил «grand, tres grand artiste presque en tous genres; il a fait un chemin immense et l'on ne sait jusqu'ou il peut aller», родился в Страсбурге (или в Фульде) 31 октября 1740 г.; ученик своего отца (живописца-миниатюриста), одного из Тишбейнов, К. ван Лоо и Ф. Казановы в Париже. «Назначенный» — 25 июня 1763 г.; академик —в 1767 г. за «Батальную картину» (хранилась прежде в Рамбуйе). В 1771 г. Л. переселяется в Англию, приглашенный знаменитым актером Гарриком исполнять декорации для театра Drury Lane, с жалованьем в 1000 фунтов в год. Член Royal Academy — в 1781 г. Совершив путешествие по Франции и Швейцарии, Л. вернулся в Англию и умер в Чисвике, близ Лондона, 11 марта 1812 г. Художник славился во всех отраслях живописи (между прочим, он считается одним из лучших акварелистов Англии), а также своим веселым нравом и остроумием. Как кажется, знакомство с Калиостро, с которым Л. встретился в Швейцарии, направило его одно время на врачебную деятельность, и Л. прославился своими чудесными исцелениями слепых. Во время пребывания английских войск в Нидерландах Л. совершил в обществе Джильре поездку на фронт и присутствовал при Валансьенской битве (картина, изображающая сражение, показывалась впоследствии в Лондоне за деньги; гравирована Бромлей). Кроме того, мастером исполнен ряд исторических картин пейзажного характера; среди них очень прославленный «Потоп» (для «Библии» Macklin'a), «Поражение Армады», «Большой Лондонский пожар» и «Морская победа лорда Хоу 1 июня 1794 г.» (ныне в галерее Гринвичского госпиталя; гравирована Allan в 1831 г.). К 1793 г. относится знаменитая картина мастера на шекспировскую тему «Миранда, взирающая на бурю»; к 1801 г. — «Победа адмирала Дёпкена 11 октября 1797 г.» (гравирована Фитлером). Л. исполнены и картины для популярного зрелища Eidophysicon — род диорамы, в которой были использованы транспаранты и дневной свет. Иногда с Л. сотрудничал де Маши (для архитектуры). Выставлял Л. в парижском «Салоне» с 1763 по 1779 гг. и в «Salon de la Correspondance» в 1783 г. Сейчас картины Л. находятся, кроме Гринвича, в лондонской Национальной галерее, в Кенсингтонском музее, в Венском музее (с архитектурой де Маши), в музеях Бордо, Анжера, Орлеана, Дармштадта, Виченцы и во многих французских и английских частных собраниях. Возможно, что его кисти принадлежит пейзаж в собрании О.Э. Браза. Гравировали с Л. — Byrne и Middiman, Laurent, Pfenninger, Landseer, Prestel, Hall, Philipps, Скородумов, Woollet, Moris и др. Кроме того, мастер издал ряд оригинальных офортов (частью lavis). См. «Magasin Pittoresque», 1860, стр. 43 и 88.
3 Близок к Лутербуру другой «парижский немец» — Вейроттер, особенно известный в качестве автора длинного ряда офортных пейзажей, представляющих очень изящные отголоски Фрагонара (Franz Eduard Weirotter, родом из Тироля, умер в Вене в 1771 г.). В свою очередь, близок к Вейроттеру венец Martin v. Molitor (1759—1812).

Предыдущая глава

Следующая глава


Петергоф. Фрейлинские дома. 1900 г.

Эский книжного знака. Из книги Константина Сомова. 1901 г.

Фонтанка во времена Екатерины II. 1903 г.


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Жанристы > Франческо Казанова, Жозеф Филипп Лутербур
Поиск на сайте   |  Карта сайта