Жан Батист Мари Хюэ, Пиа Жозеф Соваж

В XVIII в., кроме Удри, в зверописи выделяются только что встретившиеся нам Казанова и Лутербур, но особенно даровитый подражатель Буше — Ж.Б. Хюэ1. Творение Хюэ — огромно и вовсе не ограничивается одними изображениями животных. Напротив, мы найдем у него и пасторали, и «галантные» (подчас даже гривуазные) сцены, и орнаменты, и прописи для рисования, но среди всей этой разнообразной массы лучшее, что им создано, это его очень добросовестные этюды животного мира. Среди натюрмортистов очень искусных, но стоящих все же на неизмеримом расстоянии от Шардена, следует назвать — в качестве автора скромных буржуазных «Завтраков» — знакомого уже нам Жора, а затем специалиста по изображению барельефов и всяких скульптур П.Ж. Соважа2 и специалистов по цветам Ж. Л. Прево3, Ж. Ж. Башелье4 и художницу А. Валлайе-Костер5. Впрочем, кроме этих перворазрядных виртуозов, XVIII в. знал целые легионы мелких мастеров, отдавших и свое время и свое, увы, почти утерянное умение на украшение стен салонов, створок ширм, дверок экипажей, изощряясь на тысячи манер в изумительно искусной и в то же время скромной, вкрадчивой передаче всего того, что может служить декоративными мотивами или остроумными эмблемами.


1 Jean Baptiste Marie Huiet родился в Париже 15 октября 1745 г. Он был единственным сыном живописца-геральдиста Никола Хюэ, пользовавшегося казенной квартирой в Лувре, которую и унаследовал Ж. Б. (он прожил в ней до 1802 г.). О родственных связях мастера с упомянутым нами выше Кристофом X. ничего не известно. Первым учителем Ж. Б. Хюэ был «зверописец» Дагомер, принадлежавший к Академии св. Луки. По возвращении Лепренса из России Ж. Б. поступает к последнему, однако настоящим вдохновителем мастера следует считать Буше, который был, вероятно, близко знаком с семьей художника. Хюэ признан «назначенным» в 1768 г., академиком — в 1769 г. за картину «Дог, бросающийся на гусей» (Лувр). С того же 1769 г. мастер участвует на выставках «Салона», посылая на них свои натюрморты, картины животных, пейзажи и пасторали. В 1775 г. он выставляет «Поклонение пастухов», в 1779 г. — большую картину «Геркулес и Омфала», вызвавшую очень строгую критику. Кроме картин масляными красками, Ж. Б. выставлял гуаши, иногда очень больших размеров, и рисунки, из которых огромное количество было гравировано facsimile обоими Демарто. С 1770 г. появляются и гравюры самого X., частью иллюстрирующие роскошные издания, частью имеющие назначение служить образцами для рисования. В 1789 г. мы находим X. в рядах гражданской милиции Севра, где художник имел дачу. Около 1800 г. он покупает довольно обширное поместье около Лонжюмо, проданное им в 1807 г. Умер X. в Париже 27 августа 1811 г., несколько месяцев спустя после смерти своей второй жены. Все три сына Ж. Б. (от первого брака) были также художниками. Рисунки Nicolas (1770— 1830), состоявшего рисовальщиком при парижском Зоологическом музее, поражают тонкостью и точностью (с 1822 г. мастер состоял преподавателем «курсов иконографии» при музее). Второй сын — Francois Villiers (1772-1813) — был искусным миниатюристом, поселившимся под конец жизни в Англии. Младшему сыну — Jean Baptiste Hiiet le Jeune (1772—1852) — оторвало правую руку при осаде Мобежа, но энергичный художник выучился пользоваться левой рукой. Главным образом он гравировал со своего отца. Произведения старшего Хюэ разбросаны по частным коллекциям, в Лувре же он представлен всего только одной масляной картиной и одной пастелью. В Орлеанском музее картина 1775 г. Из частных коллекций особенно богаты произведениями X. (согласно его биографу Габильо 1892 г.) — Henri Lacroix, Alphonse Prevost, Dauphin. Альбомы акварелей Никола Хюэ хранятся в библиотеке Museum d'histoire naturelle. Кроме обоих Демарто, со старшего X. гравировали: Боне, Жанине (аллегория "Les sentiments de la nation"), Бриссо («Аллегория на коронацию Людовика XVI»), Жюбье, Левелье, Лиже, Дюрьиссо, О. Мишель, Легран, Бо-варле и др. Полное собрание гравюр самого Ж. Б. появилось в XIII (1805) г. в Париже. См. С. Gabillot «Les Huet» в серии «Les Artistes celebres», Paris, 1892.
2 Piat Joseph Sauvage родился в Турне 19 января 1747 г.; первые познания в живописи он получил от Жиллиса и Герарта в Антверпене, довершил же свое образование в Париже. «Назначенный» Парижской Академии —в 1781 г.; академик —в 1783 г. за картину мертвой натуры, находящуюся ныне в Фонтенблоском замке. Художник принимал участие на выставках «de la Correspondance» 1783 г., «Академии св. Луки» 1774 г. и официального «Салона» с 1781 по 1804 гг. Большинство его картин изображают барельефы или же натюрморты, в которых фигурирует скульптура. Умер мастер в Париже 11 июня 1818 г. Картины С. находятся в музеях Лилля, Монтаржи, Монпелье, Монтобана, Орлеана, Тулузы, в замках Фонтенбло и Компьен, в соборе Турне (копии в виде барельефов с «Семи Таинств» Пуссена).
3 Jean Louis Prévost le Jeune родился в 1760 г. в Нуантеле (деп. Сены и Уазы); ученик Башелье; выставлял на выставках «Академии св. Луки» в Париже с 1774, с перерывами, до 1810 гг. картины цветов и птиц, а также пейзажи (частью исполненные гуашью). Умер в 1809 г. Представлен Прево в музеях Безансона, Анжера, Лангра и в Юсуповской галлерее.
4 Jean Jaques Bachelier родился в Париже в 1724 г.; «назначенный» — в 1750 г.; «академик цветочной живописи» — в 1752 г.; «академик исторической живописи» — в 1763 г. за картину «Смерть Авеля», которую ему было разрешено в 1764 г. заменить другой — «Римское милосердие» (ныне в Лувре); адъюнкт-профессор — в 1763 г.; профессор — в 1770 г.; адъюнкт-ректор — в 1792 г. Кроме того, Б. состоял постоянным директором Марсельской Академии, директором Севрской мануфактуры и основал в 1765 г. даровую школу живописи на rue de la Médecine. Выставлял мастер в «Салонах» с 1751, с перерывами, до 1791 гг. натюрморты, цветы, охоты, изображения отдельных животных, исторические картины (м. п., одно «Воскресение Христово» в 1759 г., исполненное энкаустикой) и аллегории. Умер мастер в Париже 14 апреля 1806 г. Б. представлен в замках Фонтенбло и Компьен, а также в музее Тура. Перу Б. принадлежит «Discours sur l'utilité des écoles élémentaires en faveur des arts mécaniques prononcé le 10 septembre 1766», Paris, 1789.
5 Anne Vàllayer, по мужу-адвокату (вступила в брак в 1786 г.) Coster, родилась в Париже 21 декабря 1744 г.; 28 июля 1770 г. избрана в «академики» за картины «Музыкальные инструменты» и «Инструменты живописи и скульптуры» (первая ныне в доме Министерства юстиции, вторая — в замке Фонтенбло). Выставляла картины с 1771, с перерывами, по 1817 гг. Умерла в Париже 27 февраля 1818 г. Две картины цветов г-жи В. К. находятся в Старом Царскосельском дворце. См. «Magasin Pittoresque» 1851 г., стр. 288 и "Journal des sciences, des arts et de la literature", № 88, an IX, 20 Vendem, стр. 257-8.

Предыдущая глава

Следующий раздел


Горный пейзаж (Иоос де Момпер)

Обоняние (Ян Брейгель-Старший)

Торжество Венеции (Паоло Веронезе)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Жанристы > Жан Батист Мари Хюэ, Пиа Жозеф Соваж
Поиск на сайте   |  Карта сайта