Луи Моро, Симон Матюрен Лантара

Настоящим предтечей реалистического пейзажа (еще раз напоминаем о роли в этой области Ватто, Буше и Фрагонара) является скромный мастер Симон Матюрен Лантара — один из представителей той «богемы XVIII в.», королем которой мог бы считаться Габриэль де Сент-Обен1. Но Лантара менее верен правде, нежели Габриэль. Моментами он действительно выдает и свое увлечение Рюйсдалем и Хоббемой и свое обостренное чувство природы, но гораздо чаще, к сожалению, его пейзажики просто дюжинный товар, исполненный в несколько приторных красках, без всякой мысли и без всякого вдохновения. Гораздо больше сознательного и строгого отношения в Моро-Старшем, брате знаменитого иллюстратора2. Творение его все еще недостаточно изучено, но одна картина Моро — «Вид в Сен-Клу» (в Лувре) — вместе с длинным рядом его гуашей, появлявшихся на парижских аукционах, рисует нам мастера как необычайно простого и здорового реалиста, отражавшего в живописи мечты о природе и воззвание Жан-Жака. Рядом с его вещами, особенно рядом с его непритязательными этюдами, картины Берне и «вернетистов» могут показаться прикрашенными и чуть даже слащавыми. Самая техника Моро, стремительная и нервная в гуаши и лишь несколько отяжеленная в масле, отличает его в выгодную сторону от большинства его сверстников, не способных с «честным самозабвением» отдаться задаче3.

В том же духе, как Луи Моро (но менее художественно), работали Периньон, Брюанде и де Буасье. Периньон идет впереди ряда типичных для «эпохи Трианонской фермы» мастеров, посвящавших себя изображению «простодушной деревенщины»4. Интересным, но мало исследованным пионером в той же области представляется Брюанде5.


1 Simon Mathurin Lantara родился в Oncy, близ Milly (деп. Сены и Уазы), 24 марта 1729 г.; внебрачный сын девицы Франсуазы Мальвилен, признанный своим отцом, ткачем Лентарой, женившимся в 1732 г. на Франсуазе. По смерти матери (1737 г.) Л. поступил пастухом в замок «La Renommiere" члена парижской ратуши Пьера Жилле и затем конюхом в харчевню, находившуюся в Chailly. Заметив талант мальчика, проявлявшийся в рисунках, которые он чертил на стенах конюшни, сын помещика Жилле, де Ломон, помещает Лантару к одному живописцу в Версале; от последнего Л. переходит в качестве слуги к другому художнику в Париже, платившему ему жалованье уроками. Став самостоятельным, Л. поселяется отдельно и женится. Не принадлежа ни к одной из двух Академий, Л. мог выставлять (с 1771 г.) только на «Expositions de la Jeunesse», устраивавшихся на воздухе, и в «Salon de la Correspondance». Фигуры на его картинах обыкновенно приписываются Берне, Казанове, Тоне и др. Беспечный нрав и, может быть, склонность к вину не позволили художнику, несмотря на трудолюбие и успех, создать себе состояние, и Л. умер в больнице для бедных (Hopital de la Charite) 22 декабря 1778 г. Произведения мастера находятся в Лувре, в музеях Безансона, Шатору, Нанта и в частных собраниях Delessert, Villenave, Dufaure de Pibraque, Charron. В Эрмитаже художник представлен очень невыгодно. См. Bellier de la Chavignerie «Recherches historiques, biographiques et litteraires sur le peintre Lantara avec la liste de ses oeuvres», Paris, 1852 и 1868, и Ed. Charton «Lantara» в «Magasin Pittoresque», 1887, стр. 345. Сохранилось четверостишие, посвященное памяти мастера:

Je suis le peintre Lantara
La foi m'a tenu lieu du livre
L'esperance me faisait vivre
Et la Charite m'enterra.

2 Louis Gabriel Moreau-l'Aine, брат знаменитого иллюстратора, родился в Париже в 1740 г.; ученик де Маши; член Академии св. Луки в Париже; живописец графа д'Артуа. Кроме того, о жизни мастера ничего не известно, но существует предположение, что одно время он жил в Лондоне и в Дрездене. Выставлял картины М. на выставках «Юношества» и «Академии св. Луки»; с 1791 г. — в «Салоне». Умер Л.М. в Париже, в Лувре. Существуют собственноручные офорты мастера, а также гравюры с него Elise Saugrain. Оригинальные произведения М. находятся в Лувре: «Вид в Сен-Клу», «Окрестности Парижа» (кроме того, несколько сомнительный «Пейзаж») и в различных частных собраниях.
3 В духе Луи Моро работал и гуашист Хуэн, известный как своими бытовыми сюжетами, так и пейзажами, головками и портретами. Claude Jean Baptiste Hoin родился в Дижоне 5 июня 1750 г.; ученик Девожа и Грёза. Состоял хранителем Дижонского музея, которому он завещал свое собрание. Выставлялся в «Salon de la Correspondance» в 1782 г. и в официальном «Салоне» в 1801 и 1802 гг. Умер мастер в Дижоне в июне 1817 г. — Любопытно, что в 1782 г. он выставил пейзаж, писанный гуашью, в которую входили только что открытые тогда Мово цинковые белила. Произведения X. хранятся в музеях Дижона и Тулузы, а также в частных собраниях.
4 Nicolas Perignon родился в Нанси в 1727 г.; «назначенный» — в июне 1774 г.; академик за «две гуаши, изображающие виды» — в июле того же года. Выставлялся в «Салоне» с 1775 по 1781 гг. Ряд его картин гравирован в издании «Тablеаих pittoresques de la Suisse»; другие произведения мастера показывают, что он побывал и в: Италии. Умер П. в Париже 4 января 1782 г. (а не в 1806 г., когда умер его однофамилец, специалист по картинам цветов). Произведения П. находятся в музеях Орлеана и Безансона. Целая серия его прелестных гуашей в собрании С.П. Яремича. Гравировал с Периньона Guyot в манере lavis. Самому П. принадлежит серия в 36 офортных пейзажей (1768—1775 гг.).
5 Lazare Bruandet родился в Париже 3 июля 1755 г.; ученик Roser и известного в свое время пейзажиста, специалиста по лесным видам P. Sarrazin. Выставлял в «Салоне» с 1791 г. по преимуществу виды «лесных чащ». Фигуры на его картинах часто принадлежат Свебаку. Б. был учителем Мишеля, открывающего собой плеяду пейзажистов-реалистов и устанавливающего связь между живописью XVIII в., англичанами и барбизонцами. Умер мастер 26 марта 1803 г. в Париже. Картины Б. имеются в музеях Лувра, Нанси, Арраса, Шалона. См. Charles Asselineau «Notice sur Lazare Braandet», Paris, 1855.

Предыдущая глава

Следующая глава


Явление Христа народу (Иванов А.А., 1837—1857 гг.)

Архангел Гавриил поражает Захарию немотой (Иванов А.А., конец 1840-х — 1857 гг.)

Оливы у кладбища в Альбано. Молодой месяц (А.А. Иванов, около 1843—1845 гг.)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Жанристы > Луи Моро, Симон Матюрен Лантара
Поиск на сайте   |  Карта сайта