Жан Риго, Луи Никола де Леспинас
Среди скромных ведутистов выдающееся положение занимают создатель длинной серии видов Парижа и его окрестностей Жан Риго и его отдаленный преемник кавалер Леспинас.
Первый характерен для ранних годов царствования Людовика XV1. Все в его произведениях носит еще величавый сановный отблеск века Grand Roy; медленно движутся толпы среди боскетов; по регламенту бьют фонтаны, по ранжиру тянутся куртины и аллеи. Сообразно с этим главное внимание мастера обращено на перспективу, точность построения которой доходит у Риго до школьной наивности2.
Леспинас, напротив, характерен для конца царствования Людовика XV и для «последних дореволюционных» дней3. Прелестные персонажи на видиках Леспинаса точно сошли с иллюстраций к «Элоизе» и к «Памеле», да и сама природа стала более «домашней», чуть-чуть даже она успела одичать в своем желании стать «натуральной».
При этом Леспинас всегда очень точен, очень внимателен к действительности, и эти черты отводят ему место среди «завоевателей правды».
1 Jean (Baptiste) Rigaud, как кажется, племянник знаменитого портретиста, родился около 1700 г. в Париже; на то, что мастер жил одно время в Англии, указывают его виды Лондона и ХэмптонКорта. Умер Р. в 1754 г. Резцу Р. принадлежат несколько пейзажей с библейскими фигурами, ряд парижских празднеств, два вида Марселя во время чумы 1720 г., ряд видов королевских дворцов под общим названием «Maisons royals et autres palais remarquables», серия, изображающая игру «Le jeu de la fronde», серия морских пейзажей, служащая как бы энциклопедией корабельной жизни, серия в 35 листов, иллюстрирующая военное искусство древних, серия «Representations des actions les plus considerables du siege d'une ville» (с этих гравюр существуют многочисленные копии и частью лубки, фиктивно изображающие знаменитые осады и штурмы), серия «Les aventures des voyageurs» (15 листов), серия пейзажей с играми крестьян, 12 маленьких иллюстраций к «Мольеру».
2 В таком же духе, как Риго, работали Pierre Lenfant (род. 26 августа 1704 г.; ученик Парроселя; академик в 1745 г.; умер в «Гобеленах» 26 июня 1787 г.; характерные виды Шантелу в Туре) и Jacques Andre Portail, до изящных рисунков которого очень жадны собиратели (род. в Нанте; хранитель картин короля в 1740 г.; академик в 1746 г.; умер в Париже в 1759 г.; два прекрасных вида Версальского дворца в Версальском музее). В этих мастерах еще продолжали жить традиции Калло, Сильвестра и Леклерка. Скорее в духе Леспинаса рисовал свои пейзажи Кармонтель — вообще одна из интереснейших личностей в мире искусства XVTII в. Известный писатель-драматург и любитель-живописец Louis Carrogis, прозванный Carmontel или Carmontelle, сын башмачника, родился в Париже 15 августа 1717 г. В продолжение многих лет состоял лектором и учителем математики при дворце герцога Орлеанского. Особенно популярным имя К. сделала его картина, написанная на тему процесса несчастного Каласа. Кроме того, мастер известен своими пейзажами и особенно своими тончайшими профильными портретами, частью гравированными Лафоссом. Умер К. в Париже 26 декабря 1806 г. При последнем издании его сочинений (1822 г.) приложена его биография. См. также «Notice des peintures a la gouache, a l'aquerelle et au transparent, dessins en portefeuille... par feu M. Carmontelle dont la vente s'en fera le 10 avril 1807», Paris, 1807.
3 Louis Nicolas de Lespinasse родился в Пульи (деп. Ньевра) в 1734 г.; был, кажется, военным инженером и, вероятно, в качестве такового получил орден св. Людовика (откуда и его звание «кавалера»); «назначенный» и «академик» в заседании Академии 30 июня 1787 г. за картину «Вид Парижа с бельведера на улице Boulangers-Saint-Victor»; участвовал в «Салонах» 1787, 1789, 1793, 1795, 1798, 1800 и 1801 гг. Умер в 1803 г. Гравировали с Леспинаса Нэ и Ж.Б. Симоне. Оригинальные акварели мастера находятся в Лувре и в Версале. Две акварели были в собрании Jacques Doucet.
Свадьба пелея и Фетиды (Ганс Роттенгаммер) | Вид Франкфурта (Йост Амман) | Май (Йост Амман) |