Бургиньон

Искушение Христа (Жозеф Парросель) Бургиньон принадлежит еще к поколению Лебрена; он родился всего через девять лет после рождения автора «Batailles d'Alexandre»1. С другой стороны, его живопись есть несомненный отклик известной полосы итальянского натурализма. И все же творчество этого до чрезвычайности популярного мастера нельзя обсуждать ни в связи с прочими художниками Grand siecle'a, ни в связи с натурализмом братьев Ленэн и Бурдона. Гораздо правильнее его ставить в одну группу с Розой, и нельзя не отметить в нем черты сходства с фламандцами и голландцами.

Бургиньон писал и религиозные и исторические картины и даже был призван для одной из самых выдающихся церковных работ в Риме — для росписи плафона Gesu, исполнить которую помешала художнику смерть. Но, разумеется, при имени Бургиньона не вспоминается что-либо иное, кроме сражений и кавалерийских схваток, и только люди, подробно изучавшие портретную галерею Уффици, помнят, кроме того, странный автопортрет, на котором художник изобразил себя в черной иезуитской рясе.

Да и в свое время имя Бургиньона стало известным на всю Европу благодаря тому, что в его картинах видели иллюстрации очень обычных в те дни кровопролитий и любовались в них прекрасно выраженным «Марсовым пылом» — совершенно безразлично к тому, какие именно из национальностей художник изображал и которая из сторон у него побеждала.


1Jacques Courtois, более известный под своим прозвищем «Le Bourguignon» (в Италии его зовут Giaccomo Cortese il Borgognono), родился в Saint Hippolyte (деп. Doubs) в 1621 г. (по другим сведениям, в 1628 г.); сын живописца Jean С., которому Жак и обязан первым руководством в живописи. 15ти лет юноша уже в Милане, где он сходится с одним французским офицером, которого сопровождает в течение трех лет в походах. Гвидо Рени проездом видит картину Куртуа и убеждает художника последовать за собой в Болонью, где он сходится с Альбани. Побывав во Флоренции, К. в обществе двух голландских живописцев добирается, наконец, до Рима. Он находит себе приют в монастыре Santa Сгосе и вскоре завоевывает общее признание (согласно старинным биографам, Куртуа подружился с Кортоной и Ларом, а Черквоцци всюду разглашал его достоинства). Будучи занят для принца Матии Медичи, губернатора Сиены, К. женится на дочери живописца Orazio Vajani. Позже мастер жил в Швейцарии, у себя на родине и в Венеции. В последнем городе он исполняет целую галерею баталий для прокуратора Саградо, но, обвиняемый в убийстве жены, бежит в Рим. На сей раз он поселяется (в 1655 г.) у иезуитов, в орден которых он и поступает. Умер мастер в Риме 14 ноября 1676 г., как раз когда он вместе с братом собирался приступить к росписи Gesu. О способе работы Бургиньона рассказывают, что он редко трудился делать эскизы и рисунки; он имел обыкновение чертить контур заостренной ручкой кисти, после чего не покидал картину до ее окончания. Произведения мастера ценились в высокой степени (герцог Тосканский удостоил помещением его автопортрета в Уффици; баталист изобразил себя в монашеской рясе) и даже породили несметные подражания и подделки. Раз только картина изображает жаркую схватку кавалеристов и написана с известной бравурой, так сейчас же ее крестят «Бургиньоном», тогда как зачастую это или произведение одного из его подражателей: Версхюринга, Симонини, Ругендаса, Кверфурта, Казановы, Норблена, нашего Орловского, или просто шаблонная стряпня какого-либо фальсификатора. Достоверные работы Бургиньона можно видеть в музеях Лувра, Лиона, Гренобля, Тулона, Эрмитажа, Мюнхена, Вены, Турина, Касселя, Дрездена, Штутгарта. Кроме того, известен ряд оригинальных офортов мастера.

Предыдущая глава

Следующая глава


Костя Сомов на вечере современной музыки. 1908 г.

Замок. 1895 г.

Кучер и нянька. 1957 г.


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Баталисты > Бургиньон
Поиск на сайте   |  Карта сайта