Адам ван дер Мейлен, Александр Франсуа Депорт
Третьего знаменитого баталиста эпохи Людовика XIV, встретившегося уже нам Адама ван дер Мейлена, принято зачислять то во фламандскую, то во французскую школу1. Действительно, по воспитанию этот антверпенец, ученик Снаейрса, — фламандец, однако, рано попав в Париж и сделавшись одним из главных помощников Лебрена, мастер до известной степени утратил свой первоначальный облик и сумел стать необычайно блестящим хроникёром жизни французского двора.
Если кто желает увидеть воочию то, о чем рассказывают мемуары: как охотился le Prince Charmant по лесам Фонтенбло, как совершался переезд из одной летней резиденции в другую, как выглядели триумфальные поезда, означавшие «ввод во владение» завоеванных областей, как выглядело сердце Парижа — Pont-Neuf, как танцевали маски под сверкающими люстрами, — то следует обратиться к картинам и гобеленам Мейлена. В этом смысле Мейлен, одновременно со своим соотечественником Янсенсом, уже как бы открывает очарованное царство fetes galantes. И не только веселое и радостное метко изображал придворный живописец. Несколько картин в Версале остро передают военные настроения. Особенно запоминается одна с далеким панорамным видом на разоренный картечью и пожарами край, где среди оголенных деревьев стоит конная фигура завоевателя, от которого во все стороны, борясь с ноябрьским ветром, скачут ординарцы.
Лучшее, впрочем, что создано Мейленом, это пейзажи. О его серии «Резиденций» мы уже упоминали. Но еще красивее, пожалуй, его виды разных захваченных Людовиком фламандских городов (среди них изображение родины Ватто — Валансьена) или просто случайные сценарии охот и кавалерийских схваток. Иногда группы галопирующих царедворцев и сражающихся воинов в таких картинах только мешают — настолько хочется не развлекаясь любоваться прелестными, метко и не без поэтического смысла схваченными мотивами. И опять сплошь и рядом в пейзажах Мейлена видишь источники Ватто; да и сами краски последнего, яркие и мягкие, часто приближаются к палитре Мейлена.
Упомянем здесь же о Депорте, тоже на три четверти фламандце, тоже писавшем королевские охоты и пользовавшемся большим успехом у современников благодаря своим правдивым пейзажам2. Любопытно, что Депорт один из первых среди французов стал писать этюды прямо с натуры, и для этого он не только таскал с собой на прогулках кисти и палитру, заключенные в жестяную коробку, но и придумал особого рода мольберт, укладывавшийся в походную трость3. Рассказывают, что король с чрезвычайным удовольствием разглядывал пейзажи Депорта и узнавал в них снятые местности, причем лейбмедик Фагон тут же называл латинскими именами все с величайшей точностью списанные растения. Не меньше радости доставляли Людовику XIV и «портреты» его любимых собак, принадлежавшие кисти Депорта. Для нас сейчас большинство картин мастера кажутся несколько наивными и суховатыми, но в свое время они играли в преобразовании вкусов ту же роль, как впоследствии картины Рунге, датчан или нашего Венецианова: они приучали глаз к красоте простой правды. Моментами, впрочем, Депорт заявлял себя настоящим сыном своего времени. При случае он умел громоздить пышные натюрморты, специально предназначенные для столовых, и даже не плошал, изображая своих современников и придавая этим портретам всю приличествующую знатным заказчикам величавость4.
1 Adam Frans van der Meulen родился в Брюсселе 11 января 1632 г. Ученик Питера Снайерса. Несколько картин в. д. М. попали в Париж, где на них обратил внимание Лебрен, настоявший на том, чтобы юный мастер был приглашен к французскому двору. В 1673 г. он принят в Академию. Лебрен, считавший художника своей правой рукой, занял его обширными работами в «Гобеленах» и выдал за него замуж свою племянницу Marie de By (до этого М. был уже дважды женат). Умер мастер в Париже 15 октября 1690 г. Многочисленные картины в. д. М. находятся в Версале и в Лувре; Эрмитаж обладает восьмью картинами, частью принадлежащими к ранней поре деятельности художника. В бытовом отношении особенно интересно «Путешествие Людовика XIV» (1664 г.). Одна картина (1660 г.) поступила в наш Музей в составе собрания Семенова.
2 Alexandre Francois Desportes-риге родился в Champigneul (Арденны) 16 февраля 1661 г. Сын богатого крестьянина. Двенадцати лет отец посылает его в Париж, где и обнаруживается талант мальчика к живописи, после чего дядя помещает его к фламандскому живописцу Никазиусу. Вскоре, однако, Н. умирает, и с тех пор Д., всецело предоставленный себе, принимается ревностно изучать человеческую фигуру с натуры и с античных статуй. Первое время художник был занят для разных предпринимателей, исполнял плафоны, театральные декорации, орнаменты и проч. (одно время, в сообществе с Клодом Одраном, он расписывал замок Анэ герцога Вандейского и Версальскую Menagerie). В 1692 г. Д. женится. В 1695 г., с разрешения короля, он принимает приглашение Яна Собесского и отправляется в Польшу, где живет целый год. Академик — 1 августа 1699 г.; советник — в 1704 г. Около этого же времени Д. в составе французского посольства посещает Англию, где его встречает большой успех. Кроме милости короля, которого он обыкновенно сопровождал во время охот, Д. пользовался и расположением Филиппа Орлеанского, поручавшего ему писать околичности на своих собственных картинах (между прочим, для кухни Филиппа, известного своею гастрономическою изощренностью, мастер написал три натюрморта, изображающие дичь, мясо, приготовленное для вертела, и овощи). Депорт славился и как декоратор, и им исполнен ряд рисунков ширм, ковров и другой мебели, а в 1735 г. по его картонам возобновляется серия гобеленов с экзотическими сюжетами («Tapisseries des Indes»). Умер мастер в Париже 20 апреля 1743 г. Картины Д. имеются в Лувре (среди них «Автопортрет»), в парижском «Музее г-жи Андрэ», в музеях Руана, Труа, Бура (Bourg), Ренна, Карлсруэ, Брауншвейга, Турина и Стокгольма. См. его биографию, составленную его сыном в «Memoires inedits».
3 Биограф его рассказывает об этой в наше время самой обыденной подробности, как о каком-то чуде.
4 Картины Депорта особенно проигрывают в соседстве с работами его наследника в должности придворного охотничьего живописца — Удри. Но это объясняется тем, что Депорт до некоторой степени пионер в той области французской живописи, в которой Удри (вместе с Шарденом) означает полное достижение.
"И, наконец, остервенясь, на город кинулась...". 1905-1916 г. | Комната Арапа. 1917 г. | Заставка к книге А.С. Пушкина "Медный всадник". |