Партия де Пиля

Стычка (Жак-Куртуа Бургиьон) К группе «колористов», представляющих живопись переходного от Лебрена к Ватто времени и составлявших как бы «партию де Пиля», мы находим: Лафосса, старшего де Труа1, трех Куапелей, двух Булон2, Жувене, Сильвестра3, Гриму4, Куртэ-на5, Бертэна6, Сантера, А. Дьё7 и ряд портретистов с Ларжильером и Риго во главе.

К этой же группе можно причислить нескольких баталистов во главе с Бургиньоном, а также нескольких специалистов по живописи цветов, натюрморта, животных, архитектуры и орнаментов, как то: Моннуайе8, Блэн де Фонтане9, Бодуэна Ивара10, Ангиэ11, П. Буля12, Ж. Бальи13, Депорта, Клода Одрана и обоих Берэнов14.

Из общей массы «колористов» приходится выделить Клода Жило и Лемуана, имеющих слишком близкое отношение к художникам последующего периода — к Ватто и к Буше. Останавливаться на всех перечисленных мастерах в общей истории не имеет смысла, однако Лафосс, Жувене, Ларжильер, Риго, Антуан Куапель, Сантер, Бургиньон и Депорт — слишком крупные художники или слишком характерные личности, чтобы можно было ограничиться одним их упоминанием15.


1 Francois de Troy родился в Тулузе в 1654 г. Ученик своего отца, городского живописца (так же, как и старший брат его Jean). Двадцати четырех лет д. Т. приехал в Париж и поступил к Никола Луару, а позже к портретисту Лефевру. В 1674 г. он член Академии, в 1693 г. — профессор, в 1708 г. — директор и, наконец, в 1722 г. — адъюнкт-ректор. Последнее время д. Т. был исключительно занят портретами. Из больших групповых его портретов до нас в уменьшенном виде дошла картина, изображающая весь двор герцога Мэнского («Салон» 1704 г., продавалась в Hotel Drouot). Умер художник в 1730 г. Себя д. Т. изобразил однажды играющим на basse de viole. Две большие картины в Эрмитаже, приписываемые д. Т.- старшему, следует отдать его сыну, настоящим же образом Фр. д. Труа представлен в нашем музее очень тонким портретом своей жены, происходящим из коллекции Кроза. В собрании Д. И. Щукина в Москве имеется портрет кисти д. Т., изображающий герцогиню Бургундскую девочкой. Кроме того, произведения мастера сохранились в музеях Анжера («Вирсавия»), Гренобля, Марселя («Читальщицы»), Монпелье («Ариадна и Бахус»), Руана (религиозные сюжеты), Тулузы (то же), Труа («Гектор и Андромаха»), Валансьена, (портрет Жюльена, друга Ватто, с портретом последнего в руках).
2 Старший из братьев Boulogne (или Boullogne), Bon, родился 22 февраля 1649 г. в Париже: сын и ученик искусного академика Louis В. (ум. в 1674). Посланный пенсионером в Рим, он пробыл там пять лет, изучая в особенности Корреджо и болон-цев. По возвращении Б. Б. состоял помощником Лебрена при росписи «Escalier des Ambassadeurs» в Версале. В 1677 г. принят членом в Парижскую Академию. Адъюнкт-профессор — в 1684 г., профессор — в 1692 г. Умер в Париже 17 мая 1717 г. Из произведений Б. Б. сохранилась живопись двух капелл в «Инвалидах», ряд маленьких плафонов в Версальской придворной церкви, картины в Лувре, в Трианоне, в музеях Ниора, Тура, Тулузы, Нарбонны, Лизье, Бордо, Дижона и во дворце Sans Souci в Потсдаме. В Эрмитаже Б. Б. представлен двумя картинами. См. очерк его жизни в «Galerie francaise par une societe des gens de lettres», Paris. 1771, 72. Louis de Boulogne родился в Париже 10 ноября 1654 г. Ученик своего отца; в 1675 г. послан в Рим, где он пробыл пять лет, после чего мастер посетил Ломбардию и Венецию. По возвращении на родину он быстро приобретает большую известность. В 1681 г.— член Академии; адъюнкт-профессор — в 1690 г.; профессор —в 1694 г.; адъюнкт-ректор — в 1715 г.; ректор — в 1717 г.; директор — в 1722 г. В том же году Л. Б. возведен в дворянство; в 1725 г. — «первый живописец короля». Умер мастер 21 ноября 1733 г., оставив крупное состояние своей семье. До 1688 г., когда Луи женился, оба брата жили вместе. Из произведений Луи Б. сохранились: живопись капеллы св. Августина в «Инвалидах», картины и плафон капеллы Богоматери в Версальской придворной церкви, картины в музеях Ренна, Дижона, Тура («Отдых Дианы» 1707 г.), Труа, Руана. В Эрмитаже Л. Б. представлен картиной «Вертумн и Помона». См. «Vie des premiers peintres du roi», Paris, 1752 (статью Watelet), «Memoires inedits sur la vie des membres de l'Academie», Paris, 1754 (статью Guillet de St. Georges).
3 Louis de Silvestre, четвертый сын Израэля С. и наиболее, после него, замечательный член этой семьи, давшей еще целый ряд художников, родился в Париже 23 июня 1675 г. Ученик своего отца, Лебрена и Bon Boulogne'a. В 1701 г. посетил Италию. Академик — в 1702 г.; адъюнкт-профессор — в 1704 г.; профессор — в 1706 г. В 1716 г. приглашен к саксонскому двору. До 1741 г. жил в Дрездене в звании «первого живописца короля польского» (с 1724 г.) и состоя директором Дрезденской Академии (с 1727 г.). По возвращении во Францию избран в 1748 г. ректором Академии, в 1752 г. — директором. Умер мастер в Париже 12 апреля 1760 г. Кроме упомянутых в тексте картин, из произведений С. сохранились картины в Версальской церкви, в музеях Монпелье, Дрездена и в других местах.
4 Jean-Alexis Grimou или Grimoux родился в Швейцарии около 1680 г. (сын швейцарца королевской гвардии); развивался самостоятельно, при помощи копирования с картин Рембрандта и Ван Дейка; в 1709 г. вычеркнут из списка «назначенных», в который он был зачислен (с 1705 г.), за недоставление картины «на академика». (Г. был, впрочем, членом Академии св. Луки). Умер мастер в Париже в 1740 г. Характерной картиной Г. обладает Эрмитаж. Другие произведения мастера, изображающие преимущественно головки и полуфигуры жанрового порядка (очень часто в так наз. испанских костюмах), находятся в музеях Лувра, Версаля (портреты), Безансона, Бордо, Гренобля, Нанта (портреты), Орлеана и в собрании Б. И. Ханенко. Художника можно зачислить в одну группу с Сантерром (о нем дальше).
5 Jacques Francois Courtin, во всем очень близко стоящий к Гриму и к Сантеру, родился в Сансе в 1672 г.; ученик Луи де Булоня. В 1701 г. отменен Мансаром академический приговор, дававший ему 2-ю награду на конкурсе prix de Rome. В 1710 г. он академик за картину (в Лувре) «Лот и дочери»: в 1727 г. принимает участие, вместе с другими двенадцатью лучшими живописцами, на конкурсе, устроенном Королевской Академией; участвует в «Салоне» с 1737 по 1748 гг. историческими и бытовыми картинами, а также портретами. В 1707 г. цех золотых дел поднес Notre Dame картину Куртэна «Проповедь Трояды». В Эрмитаже К. представлен двумя жанровыми картинами с поколенными фигурами (одна помечена 1713 г.). Целый ряд картин мастера гравирован обоими Пуальи, Оссаром и т. д. Умер мастер в Париже 26 августа 1752 г.
6 Nicolas Bertin родился в Париже около 1608 г.; ученик Жувене; получил римскую поездку в 1685 г.; звание академика —в 1703 г.; профессора —в 1715 г. и директора—в 1733 г. Умер в Париже 11 апреля 1736 г. Б. особенно славился своими небольшими тонко выписанными картинами, примером коих может служить эрмитажный «Христос исцеляет больных» 1727 г. Две грациозные картины мастера в Дрездене.
7 Antoine Dieu родился в Париже в 1662 г. Ученик Лебрена. Получил первую награду в 1686 г. за «Семью Ноя». В 1722 г. — академик; в 1724 г. — адъюнкт-профессор; в 1724 г. принимает участие в конкурсе, заданном лучшим художникам Парижа. Между прочим, вместе с Удри Д. писал декорации для балета «Les elements» (надо, впрочем, заметить, что нашего художника легко спутать с рисовальщиком Antoine Dieu, державшим впоследствии картинную лавку на Pont-Neuf). Умер А. Д. 12 апреля 1727 г. в Париже. Остаются невыясненными взаимоотношения мастера и Ватто, подтверждающиеся тем, что картина Д. в Версале «Крестины герцога Бургундского» повторяет композицию Ватто, известную нам по гравюре Лармес-сена. Картины мастера имеются, кроме того, в Руанском и Реннском музеях.
8 Jean Baptiste Mormoyer, прозванный «Баптист», родился в Лилле 19 июля 1634 г. Художественное образование М., в качестве исторического живописца, получил в Антверпене. Принят в члены Парижской Академии 14 апреля 1663 г.; советник —в 1679 г. Умер 16 февраля 1699 г. в Лондоне, куда М. последовал за Лафоссом по приглашению лорда Монтэгю. Пышные, несколько темные в красках, картины мастера находятся в Лувре, в музеях Арраса, Гренобля, Лилля, Монпелье, Нанта, Орлеана, Руана. В Эрмитаже М. представлен одной картиной.
9 Jean Baptiste Blain (Belin, Blin) de Fontenay родился 19 ноября 1653 г. в Caen. Ученик Mormoyer. В 1685 г., побуждаемый желанием быть принятым в Академию и жениться на дочери своего учителя, художник отрекается от кальвинизма; женится, однако, на Marie Monnoyer лишь в 1687 г. В том же году он «назначенный» в академики и академик (за портрет короля, окруженный цветами). В 1699 г. — советник. Умер мастер 12 февраля 1715 г. Картины Б. имеются в Лувре, во дворцах Версаля и Трианона, в музеях Байе, Ренна, Марселя, Орлеана, Тура и др.
10 Baudouin Yvart или Ivart родился в 1610 г. в Булони. Умер 12 декабря 1690 г. в Париже. Академик — в 1663 г. за декоративную картину «Скульптура, ваяющая бюст короля». Ему принадлежат большие фигуры на серии гобеленов «Резиденции», часть росписи зала № 169 в Версале и две картины там же: «Коронация Людовика ХIV» и «Осада Дуэ».
11 Guillaume Anguier, брат знаменитых скульпторов, родился около 1628 г. в Eu; умер в доме «Гобеленовой мануфактуры» 18 июня 1708 г. Ему принадлежат архитектурные мотивы на шпалерах, писанных по картонам Лебрена.
12 Pieter Boel или Bull родился в Антверпене 22 октября 1622 г.; умер 3 сентября 1674 г. в Париже. Ученик своего отца и Я. Фейта. Путешествовал по Италии; в 1650 г. стал мастером на родине; около 1668 г. приглашен в Париж. Ему принадлежат превосходные изображения животных на серии гобеленов «Резиденции».
13 Jacques Bailly родился в Gracay около 1634 г.; умер в Париже 2 сентября 1679 г. Член Академии в 1664 г. за миниатюру, изображающую горшок с цветами. Бальи, между прочим, принадлежат изображения цветов на целом ряде шпалер, а также восхитительные, гравированные Леклерком, виньетки в увраже, посвященном Карусели 1662 г.
14 См. выше.
15 В характеристиках мы будем придерживаться хронологического порядка, что всегда полезно для выяснения значения каждой отдельной личности в общей эволюции.

Предыдущий раздел

Следующая глава


Плафон в палаццо Вителли (Дочено Герарди)

На берегу пустынных волн... 1923 г.

Поцелуй (Моллер Ф.А., 1840)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Баталисты
Поиск на сайте   |  Карта сайта