Сверстники Лемуана и Буше

Вакханалия (Ш.Ж. Натуар) Наименее ярка и свободна старшая группа. Сверстники Лемуана и Буше, этих двух самых ярких и «беззастенчивых» художников Франции, скорее робко заражаются от них теми приемами, которые в последующий период уже являются «общим местом»1.

Известная сдержанность и в связи с ней скука присущи как не особенно даровитым Лами, Коллену де Вермон, Буазо или Дюмону2, так и более гибким талантам — Натуару3, старшему Ресту4, Тремольеру5, Жану Батис ту ван Лоо6.

Особенно же вялым и сдержанным представляется нам сейчас тот художник, которого современники называли «Апеллесом своих дней», — Карл ван Лоо7. С ним произошло то, что происходило и с другими мастерами «среднего» дарования (между прочим, и со старшим братом Карла и с его племянником Луи-Мишелем, и с Ресту, и с Натуаром).


1 «Сверстниками» Лемуана и Буше являются также Ланкре, Патэр и другие мастера, зачисленные нами в «группу Ватто», а также вполне самостоятельные и пользовавшиеся, в свою очередь, большим влиянием: де Труа, Сюблейра и Шарден.
2 Charles Lamy родился в Мортанье в 1689 г.; академик — в 1735 г.; принимает участие на выставках «Юношества» 1734 г. и «Салона» с 1737 г. Умер Л. 2 апреля 1743 г. Судить об искусстве мастера можно по картине в музее Тура «Успение Богородицы». Hyacinthe Collin de Vermont родился в Версале 19 января 1693 г.; крестник Риго, брат Collin de Blamont — суперинтенданта королевской музыки; ученик Жувене; академик —в 1725 г. за картину «Рождение Бахуса» (музей в Туре); ад.профессор — в 1733 г.; профессор — в 1740 г.; ад.ректор — в 1754 г.; умер К. 16 февраля 1761 г. в Париже. Главным произведением мастера была «История Кира» в 33 картинах, выставленных в 1751 г. Кроме исторических и церковных картин, мастер писал и портреты. В Лионском музее имеется «Бракосочетание св. Екатерины» Коллена. Antoine Boizot родился в Париже в 1702 г.; удостоен акад. награды в 1730 г.; академик —в 1737 г. за картину «Аполлон и Левкотея» (музей в Туре); писал исторические и жанровые сюжеты, портреты и пейзажи (виды Рима); работал для «Гобеленов»; в 1757 г. выставил групповой портрет своей семьи. Умер 9 марта 1782 г. в Париже. Кроме картины в Туре, до нас дошел его «Нарцисс» в музее Сомюра. Известный скульптор Луи Симон Б. был сыном Антуана. Jean Dumont «1е Romain», сын скульптора Пьера Д., родился в Париже в 1701 г.; ученик Ант. Лебеля; свое прозвище «Римлянин» он получил благодаря тому, что, согласно преданию, юношей отправился пешком в Рим. Академик—в 1728 г.; ад.профессор — в 1733 г.; профессор—в 1736 г.; ад.ректор —в 1748 г.; ректор —в 1752 г.; почетный директор Академии — в 1763 г.; ее канцлер — в 1768 г. Умер мастер 17 февраля 1781 г. в Париже. Картины Д. сохраняются в Лувре (интереснейший групповой портрет «Семья кормилицы Людовика XV») и в музее Безансона. Гравировали с Дюмона Данзель и Долле.
3 Charles Joseph Natoire, сын живописца, уроженца Манта, переселившегося на юг Франции, родился в Ниме 3 марта 1700 г. Ученик своего отца и Парижской Академии, где его наставниками были Галош и Лемуан. Первую премию и право на заграничную поездку Н. получает в 1721 г. за «Жертву Маноя»; в Риме художник удостаивается первой премии от Академии св. Луки. По возвращении на родину Н. избран адъюнкт-профессором в 1725 г. и профессором в 1737 г. Первое время Н. выставляет свои картины на выставках «Юношества», затем — по возобновлении (в 1737 г.) «Салона» — на официальных выставках. С 1741 г. он занят для двора. Между прочим, в 1742 г. появляется его «Дон Кихот, раздетый фрейлинами герцогини», в 1743 г. — ряд мифологических картин для Марли, в 1745 г. — «Торжественный въезд епископа Орлеанского в Орлеан» и картины для Королевской библиотеки; в 1746 г. — картины с сюжетами из «Телемахиды», предназначенные для апартаментов дофина, в 1747 г. — «Пастораль» для апартаментов королевы, в 1748 г. — «Мучение св. Ферреоля» для приходской церкви в Марселе; в 1750 г. — «Триумф Бахуса» и «Аллегория на рождение дочери дофина», в 1755 г. «Пир Клеопатры» и в 1757 г. «Прибытие Клеопатры» — два картона, предназначенные для воспроизведения в гобеленах. К концу 1730х гг. относится серия картин с «Историей Психеи», поныне украшающих овальный салон построенного Боффраном Hotel de Soubise (в настоящее время «Archives Nationales»); к 1750 г. — роспись построенной тем же архитектором капеллы при Воспитательном доме («Enfants trouves»), известная нам по гравюре Фессара и представлявшая эпизоды из жизни Христа, включенные в расписанную фрескистом Брунетти стенопись, изображавшую en trompe l'oeil руины античного здания (подготовительный рисунок к этой росписи в нашем собрании). В 1751 г. Н. назначен директором Французской Академии в Риме, где он расписывает фреской плафон в San Luigi dei Francesi («Смерть св. Людовика»). В 1756 г. Н. награжден орденом св. Михаила. Последние годы мастера были омрачены процессом, который затеял против него один из пенсионеров, исключенный Натуаром за то, что он пренебрег пасхальным говением. По указу Шатле Натуар был принужден заплатить пострадавшему в 1770 г. требуемую сумму в .20 тыс. фр. В 1774 г. мастер вышел в отставку, а три года спустя, 29 августа 1777 г., скончался в Кастель-Гандольфо. В настоящее время понятие о творчестве мастера, — кроме упомянутых выше его шедевров в Hotel de Soubise и кроме гравюр с его произведений, исполненных Флиппаром, Дэплассом, Фессаром, Пеллетье, Беллемоном, Бонне, Авелином, Каром, Муаттом, Субейраном и Дюфло, — дают картины, украшающие дворцы Версаля, Трианона и Компьена (сюжеты из «Дон Кихота»), а также музеи Лувра, Бордо, Дижона, Дуэ, Марселя, Монпелье, Нанта, Орлеана, Ренна, Руана, Труа (целый ряд картин) и Валансьена. В Эрмитаже Н. отлично представлен картиной «Бахус и Ариадна» (1742 г.); другие картины мастера у кн. Юсупова и Б. И. Ханенко. См. рукопись в Cabinet des Estampes (а, 49) «Explications des ouvrages de peinture ... dans la chapelle des Enfants trouves»; H. Jouin «Ch. N. et la peinture historique» в «Nouvelles archives de 1'art fr.», 1889, стр. 139; P. Clauzel «Ch. J. N. peintre nimois» в « Reunion des Societes des B. A.», 1899, стр. 145.
4 Jean Restout le Jeune принадлежит к династии художников, давшей не меньшее число выдающихся живописцев, нежели Одраны, Куапели, Жувене и другие фамилии. Жан R, младший сын Ж. Ресту-старшего, родился в Руане 26 марта 1692 г.; ученик своего дяди Жувене; удостоен «prix de Rome» за картину «Венера у Вулкана» (у кн. Юсупова), однако в Италию художник, получивший уже в 1717 г. звание «назначенного», не отправился; в 1720 г. — академик; в 1730 г. — ад.профессор; в 1733 г. — профессор; в 1746 г. — ад.ректор; в 1752 г. — ректор; в 1760 г. — директор; в 1761 г. — канцлер Академии. С 1729 г. Ресту женат на одной из дочерей Guy Halle. С 1722 г. он выставляет на выставках «Юношества»; с 1737 г. — в «Салоне». Умер мастер 1 января 1768 г. в Париже. Многочисленные произведения Р. (по большей части религиозные сюжеты) находятся в парижских церквях, во дворцах Версаля (портрет доктора Пурфура), Фонтенбло и Компьена, а также в музеях Лувра, Анжера, Бордо, Дижона, Гренобля, Лилля, Метца (автопортрет), Нанси (портрет Боффрана), Орлеана, Руана, Ренна, Валансьена, Уффиц, Прадо, Дармштадта, Копенгагена. Почти такой же славой, как отец, пользовался и сын Жана Ресту-младшего Jean Bernard Restout, родившийся в Париже 22 февраля 1732 г. и скончавшийся там же 18 июля 1797 г. Ж. Б. Р. известен, между прочим, и как один из подписавшихся под петицией, с которой «Commission des arts» обратилась к Национальному собранию и в которой указывалось на необходимость полнейшего освобождения искусства от государственной опеки. Надо при этом заметить, что еще в 1770х гг. мастер проявил нежелание подчиняться контролю Академии. В дни министерства Ролана Ресту получил место директора Garde Meuble, однако происки завистников привели к тому, что после падения жирондистов художник был заключен в тюрьму и лишь благодаря перевороту 9 термидора избежал эшафота. Характерные произведения мастера — в музеях Лувра, Тура, Тулузы. О Ресту см. P. de Chennevieres «Recherches sur la vie... des peintres provinciaux», 1854, т. III, стр. 259 и 307; Maillet Du Boullay «Eloge de M. Jean Restout» в « Precis analytique des travaux de FAcad. des Sciences... et des Arts de Rouen», т. Ill, Rouen, 1817; Palissot «Eloge historique de J. R.» в «Necrologe» 1769 г., переизд. в «Revue univers. des Arts», XII, стр. 182; F. Engerand «Le peintre normand J. R.» в «Reunion des Societes des B. A. des dep.», 1896; J. В. C. Robin «Notice sur Jean Bernard R.» в «Mag. Encyclopedique», 1797, VI, 443.
5 Pierre Charles Тremollierе или Tremoliere родился в Шоле (деп. Мэна и Луары) в 1703 г.; сын дворянина, скончавшегося в молодых годах; мать Т., выйдя вторично замуж, отправила Пьера в Париж к родственнику, который определил юношу к Ж. Б. ван Лоо. В 1726 г. Т. награжден второй академической наградой и, благодаря заступничеству Кэлюса, отправлен на казенный счет в Италию, где он провел 6 лет, занятый копией с картины Vanni «СимонМаг». За шесть дней до отъезда на родину Т. женится в 1734 г. на дочери знаменитого музыканта Тибальди — сестре жены Сюблейра. На возвратном пути Т. останавливается в Лионе для исполнения ряда работ в монастырях. По приезде в Париж он сейчас же приглашен, вместе с Буше и Натуаром, для работ по украшению наиболее значительной из построек этой эпохи — Hotel de Soubise, однако смерть от чахотки (11 мая 1739 г.) прерывает карьеру художника в момент, когда она стала складываться самым блестящим образом. В 1736 г. Т. был назначен в академики, в 1737 г. произведен в академики и в адъюнкт-профессора. В Эрмитаже значились прежде две картины — «Весна» и «Осень», — символизированные фигурами юношей. В Дармштадтском музее имеется его «Венера и Амур». Последнее время жизни мастер был занят картоном «Золотой Век» для «Гобеленов», законченным по смерти его Лебедем. Тремольеру же принадлежит серия виньеток для роскошного издания Буало.
6 Jean Baptiste van Loo или Vanloo приходится внуком известному фламандскому жанристу Jacques v. L., последовавшему за своим сыном Abraham-Louis (отцом Ж. Б.) во Францию. Родился Ж. Б. в Эксе 11 января 1684 г.; ученик своего отца. Пространствовав по городам Прованса, всюду копируя знаменитые произведения живописи, Ж. поселяется в Ницце, а затем в Тулоне; здесь он женится в 1708 г. на дочери адвоката Лебрена. Осада Тулона герцогом Савойским заставляет художника переселиться снова в Экс, где он живет пять лет и где исполняет ряд значительных работ. В 1712 г. Ж. Б. приглашен монакским принцем для исполнения портретов его дочерей. После этого он проживает в Генуе, Турине и, наконец, в Риме, где посвящает много времени воспитанию своего брата — знаменитого Карла ван Лоо — и своих трех сыновей. Проездом в Париж, куда художника вызвал его покровитель принц Кариньянский, Ж.Б. пишет два плафона в замке Риволи близ Турина. В Париже он исполняет значительные работы для принца и среди них значившийся прежде в Эрмитаже «Триумф Галатеи». В 1736 г. Ж. Б. отправляется в Лондон, однако дурной климат заставляет его, невзирая на успех, покинуть, после четырех лет, Англию. Умер художник на родине, в Эксе, 19 октября 1745 г. Ж. Б. значился с 1731 г. академиком (за картину «Диана и Эндимион» — ныне в Лувре), а с 1733 г. — адъюнкт-профессором. Картины мастера имеются в Лувре (кроме названной, «Учреждение ордена Св. Духа»), в Версале (портрет), в музеях Экса, Анжера, Амьена, Монтаржи, Нанси, в Гатчине (портрет Вальполя) и т.д. Гравировали с популярного художника большинство лучших гравёров того времени — среди них: Равенне, Найт, Лармесен, Левассёр. См. Dandre-Bardon «Vie de J. В. Vanloo», Paris, 1779. He лишним считаем здесь привести родословную фамилии ван Лоо. Основателем династии является Jacques (1614—1670); у него был сын Abraham-Louis (1641—1713); у Абрахама-Луи — сыновья JeanBaptiste (1684—1745) и Carle (1705—1765); у Жана Батиста—сыновья Louis-Michel (1707—1771), Francois (1711—1733) и Charles-Amedee-Philippe (1718—1795); у Карла ван Лоо был сын Jules-Cesar-Denis (1743—1821). Все эти члены семьи были выдающимися художниками своего времени.
7 Charles Andre van Loo, более известный под именем Carle Vanloo, родился в Ницце 15 июля 1705 г.; сын живописца AbrahamLouis v. Loo (1641—1713); ученик своего старшего брата — Жана Батиста в. Лоо, а в Риме, куда Ж. Б. был отправлен герцогом Кариньянским, — Бенедетто Луга и скульптора Легро ( 1719). По возвращении на родину оба брата были некоторое время заняты реставрацией живописи Приматиччо в Фонтенбло. В 1724 г. К. в. Л. удостоен первой премии Парижской Академии, однако воспользоваться правом на итальянскую поездку ему удается лишь в 1727 г. Снова попадает он в Рим в сопровождении своих двух племянников Louis и Francois. В Риме Карл пишет плафон в San Isidore и картины для тарасконского монастыря кордельеров, обратившие на себя внимание кардинала Полиньяка и герцога д'Антэнского, заведывавшего всеми художественными работами при французском дворе. По возвращении в Париж (в 1734 г.) К. в. Л. проходит все ступени художественной иерархии (адъюнкт — в 1736 г., профессор — в 1737 г., директор школы «des Eleves proteges» — в 1749 г.; ад.ректор — в 1752 г.; ректор — в 1754 г.; «первый живописец короля» — в 1762 г.; директор Академии — в 1763 г.). В 1764 г. ему поручена роспись капеллы св. Григория в «Инвалидах», однако смерть от апоплексического удара (15 июля 1765 г.) прерывает начатую работу. В настоящее время творение К. в. Лоо разбросано по дворцам Версаля и Потсдама и по музеям Лувра («Привал охотников» 1737 г., «Аполлон и Марсий» 1747 г., «Бракосочетание Богородицы» 1730 г.), Амьена («Охоты»), Анжера, Бордо, Камбрэ, Дижона, Марселя, Нанси, Ренна, Руана, Орлеана, Берлина и Турина. В Эрмитаже мы находим кисти мастера большую и скучную картину «Купальня Венеры» (сомнительная атрибуция), два пандана — «Концерт» и «Чтение», другие два пандана — «Юнона» и «Диана», слабое подражание Тинторетто — «Персей и Андромеда», эскиз к росписи «Инвалидов» и мужественный автопортрет 1762 г. В Академическом музее «историческая» живопись К. ван Лоо представлена более выгодно — большой картиной последнего года его жизни «Сусанна и старцы» и эскизом плафона. В Павловске имеется его популярный «Прицелившийся амур». У Е.П. Олив отличный портрет аббата Прево. С К. в. Л. гравировали Дэплас, Л. Кар, Балешу, Миже, Клаубер, Дюпюи, Авриль, Боварле, Леба, Флиппар, Равенне, Симоно, Дэмарто, Древэ. См. Dandre Bardon «Vie de С. v. Loo», Paris, 1765; Fontaine «Eloge de M. С. V.» в «Necrologe» 1766 г.; A. Houssaye «Les V. L.» в «Revue des deux Mondes», 1 авг. 1842 г.; Ch. Ginouse «Liste chronologique des peintres du nom de van Loo (1585—1785)» в «Nouvelles Archives franc.», 1890, стр. 257; Alexandre Vesme «Vanloo in Piemonte» в «Archivio storico dell'arte», 1893, сер. 333; F. Basan «Catalogue de la vente C. v. L.», Paris, 1765.

Предыдущая глава

Следующая глава


Страшный суд (Васнецов В.М., 1885—1896 гг.)

Из альбома „Версаль".У Монплезира: Аквилон. 1922 г.

Победа мудрости над пороками (Мантенья)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Художники первых двух третей XVIII века > Сверстники Лемуана и Буше
Поиск на сайте   |  Карта сайта