Художники первых двух третей XVIII века
Рядом и вокруг Лемуана и Буше работала во Франции первых двух третей XVIII в. многочисленная плеяда искусных художников, распределяющаяся на ряд поколений и являющая смену фазисов, через которые прошел общественный вкус последних десятилетий ancient regime'a, прежде чем, предвещая политическую революцию, искусство изменилось радикальным образом под влиянием классицизма.
Часть этих художников находилась под непосредственным влиянием двух главных светил французского рококо; других следует рассматривать как независимые от Буше и Лемуана порождения тех же культурных условий, которые создали чарующую ложь «Апофеоза Геркулеса» и «Триумфа Галатеи». Можно, однако, разделить всю эту массу наиболее видных в свое время художников на группы сообразно с близостью их дат рождения. При таком делении мы усмотрим сходство «сателлитов старшего возраста» с Лемуаном и близость между представителями «второго возраста» и Буше. Далее идет «поколение Фрагонара и Грёза», а замыкают ряд художники, по духу все еще однородные с названными мастерами, но во внешних формах уже отражающие влияния новых художественных учений1.
Имеются и общие всем группам черты, таковы: стремление к грации, к впечатлению чего-то легкого, непринужденного, нервного. Эти черты присущи даже таким мастерам, как Дойен и Дезе, несмотря на их притязания на возвышенную строгость стиля, причем как раз эти черты, помимо их воли, составляют в настоящее время главную прелесть их искусства. Кроме того, все группы сходятся на присущем им «культе жизни». Даже откровенные маньеристы, даже завзятые академики XVIII в. все же постоянно учатся непосредственно на живой натуре, чуждаясь античной указки, которая лишь медленно и постепенно с 1750-х гг. начинает приобретать доминирующее значение в художественной культуре. Пульс жизни бьется не только у Натуара и у Пьера, но даже у обоих Ресту или у Дюмона «Римлянина», а в «поколении Фрагонара» эта пульсация становится даже почти чрезмерной. Наконец, характерным художникам XVIII в. присуще тонкое чувство декоративных задач. Все они великие «уборщики»: и те, которые были призваны к украшению стен, и те, которые посвятили себя орнаментации книги. Ничего подобного изобретательности французского dix-huitieme'a в стенописи и в графике не найти на всем протяжении истории искусства.
1 Не должно удивляться, что мы пропускаем сейчас такие громкие имена, как Пэн, Токе, г-жа Виже Лебрен, Друэ, Вестье, г-жа Лабиль-Гиар, Халь, Перроно, Лиотар и Наттье-младший. Ко всем этим мастерам мы еще рассчитываем вернуться в нашей истории портрета. Что же касается художников, явно примкнувших к классицизму или, вернее, послуживших его образованию, то мы предпочитаем о них говорить в связи с прочими явлениями, коими открывается «искусство XIX в.» или «история искусства нового времени». О пейзажистах и жанристах мы говорим несколькими главами дальше.
Зал в доме командора. 1914 г. | Ораниенбаум. 1901 г. | Ораниенбаум. Кабинет "Обезьян" в павильоне Катальная гора. 1900 г. |