Лагрен-старший, Гютен, Пьер, Шале

Похищение Деяниры (Л.Ж. Лагренэ-Старший) Еще более других посчастливилось гостившему в России Лагрене-старшему, звучная фамилия которого запоминается с особенной легкостью1.

Но кто в наше время хотя бы слышал только о Гютене, о Пьере, о Шале, об Але?

А между тем, первый был очень своеобразным и интересным художником2, второй — самым, после Буше, излюбленным из живописцев-царедворцев3, Мишель Анж Шаль4, большой знаток архитектуры, создал ряд прелестных декоративных Ноэлю Алю принадлежат те превосходно написанные картины в Лувре и в Версале, которые и опытного знатока могут ввести в соблазн — заставить искать на них подпись самого «peintre des Graces".

Не меньший интерес представляют для нас художники «третьей группы». В них замечается более определенная эмансипация от формул вдохновителей, и в то же время искусство их еще не подвержено расхолаживающему влиянию классицизма.


1 Louis Jean Francois Lagrenee-старший родился в Париже 30 декабря 1724 г.; ученик Карла ван Лоо; получил первую академическую награду в 1749 г. за картину «Иосиф, объясняющий сны»; из римской поездки Л. вернулся в 1753 г.; «назначенный»—в 1754 г.; в 1755 г. — «академик»; в 1758 г. — адъюнкт-профессор; в 1760 г. приглашен Шуваловым в петербургскую Академию Художеств (однако уже в 1763 г. вернулся на родину); в 1762 г. — профессор Парижской Академии; в 1781 г. — адъюнкт-ректор, но в том же году назначается директором Римской Академии; по возвращении в Париж он в 1785 г. достигает положения ректора. В 1804 г. Л. награжден орденом Почетного легиона. Умер мастер 19 июля 1805 г. в Париже. С 1755 по 1798 гг. участвовал в «Салонах». Ныне картины Лагрене-старшего украшают музеи Лувра («Похищение Деяниры» и «Правосудие и Милость»), Анжера («Семья Дария» и «Меркурий поручает Бахуса нимфам»), Байё («Гении искусства»), Дижона («Вдовы индианского воина»), Дуэ («Портрет Елизаветы Петровны»; в церкви S. Pierre того же города две религиозные картины мастера), Марселя («Амур и грации»), Монпелье («Александр в Дельфах») и т. д. В Эрмитаже Л. отсутствует, зато в Академическом музее мастер представлен четырьмя картинами («Лот», «Милосердие римлянина», «Суд Париса» .1758 г. и «Елизавета Петровна — покровительница искусства» 1761 г.), к сожалению, не дающими вполне выгодного представления о Лагрене, как композиторе и технике. Хороший автопортрет Л. в собрании Д. А. Бенкендорфа. См. J. В. P. «Catalogue de tableaux par M. M. Lagrenee l'Aine, Lagrenee le Jeune et Callet provenant du chateau de M. (de la Borde) a la Ferte» (аукцион 14 января 1785 г.); Renou «Notice necrologique sur L. J. F. Lagrenee l`Аine» в «Nouvelles des Arts» Ландона, Paris, 1805, IV, 282. Упомянутый только что Jean Jacques «Lagrenee le Jeune» был учеником своего брата. Он родился в 1740 г. в Париже и умер там же в 1821 г. Долгое время состоял при Севрском заводе. Произведения младшего Л. имеются в музеях Лувра («Зима» 1775 г. — один из плафонов «Галереи Аполлона»), Анжера («Помолвка»), Шалона («Венера и Вулкан»), Кольмара («Портрет генерала Рапа»), Монпелье и т. д. Специальностью сына Лагрене-старшего Anthelme Francois (1775-1832) были миниатюрные портреты в виде камеев. Многие образчики его искусства хранятся в Эрмитаже, в русских дворцах и частных собраниях (в Петербург художник прибыл в 1823 г.).
2 Charles Francois Hutin-старший родился в Париже 4 июня 1715 г.; ученик Лемуана; получил первую награду в 1735 г. за картину «Ревекка и Елеазар»; в Риме Потен стал изучать, под руководством Слодца, и ваяние. В 1744 г. он «назначенный»; в 1747 г. — академик за статую «Харон» (ныне в Лувре); в 1748 г. мастер переселяется в Дрезден, где он пишет плафон в придворной церкви; в 1768 г. он директор Дрезденской Академии. Умер мастер в Дрездене 29 июля 1776 г. Творчество Гютена известно нам по его собственным гравюрам (иногда очень острым и реалистическим) и по картинам в музеях и дворцах Саксонии (кроме того, две жанровые — в Прадо). С 1750 по 1756 гг. художник был занят рисунками с картин Дрезденской галереи, по которым затем гравировали Доле, Авелин и другие лучшие мастера времени.
3 Jean Baptiste Marie Pierre родился в Париже в 1713 г.; ученик Натуара и Деброка в Парижской Академии и де Труа в Риме, куда он был отправлен за картину 1734 г. «Самсон и Далила». С 1741 по 1770 гг. Пьер получает все академические чины вплоть до директора включительно; 30 июня 1770 г., по смерти Буше, назначен «первым живописцем короля». П. состоял и супер-инспектором «Гобеленов». Умер мастер в Париже 15 мая 1789 г. В «Салоне» П. выставлялся с 1741 по 1769 гг. Кроме живописи, он занимался и гравированием крепкой водкой (лучшие офорты художника украшают издание «Басен Лафонтена»). В настоящее время произведения Пьера разбросаны по музеям Лувра, Марселя, Экса, Монпелье; другие — в церквях Парижа, Орлеана и Дуэ. В Эрмитаже ему приписаны две прелестные крошечные картинки, исполненные совершенно в манере Патэра. Гравировали с Пьера: Дюпюи, Ламперер, Прейслер, Шедель, Левэк, Доле, Фессар, Демарто. См. Sireuil «Le plafond de la Chapelle de la Vierge a l'eglise S-t Roch» в «Аnnee litteraire», 1856, т. VI, 264.
4 Charles Michel Ange Challes или Challe живописец, архитектор и писатель, родился в Париже 18 марта 1718 г. Ученик доминиканского монаха Андре, Лемуана и Буше. Два раза удостоен 2-й академической награды — в 1738 и в 1741 гг.; получив 1-ю награду (в 1740 г.), он отправляется в Италию, где живет до 1746 г. и где сходится с «реформатором французской живописи» Вьеном. В Риме Шаль делает бесчисленные этюды с натуры и усердно изучает Гвидо и Сальватора Розу. По возвращении он первое время занят живописью. В 1753 г. мастер выставляет «Дидону», в 1759 г. — «Лукрецию», в 1761 г. — «Клеопатру», известные нам по гравюрам Мишеля и Анрикеса. Особенно же были отмечены критикой пейзаж Шаля «Лес Весты» 1753 г. («исполненный настроением почтенного уединения и не лишенный прелести печали») и «Смерть Сократа» 1761 г. В 1753 г. Ш. удостоен звания «академика» за плафон в зале заседаний Академии (ныне в Фонтенбло); в 1758 г. мастер, заявивший себя рьяным поклонником Пиранези, назначен профессором перспективы; в 1765 г. он «рисовальщик королевского кабинета»; в 1770 г. — кавалер ордена св. Михаила. Умер Шаль в Париже 8 января 1778 г. Женат был художник на дочери знаменитого портретиста Наттье. Кроме упомянутых произведений, Шаллем были исполнены три плафона для Польши, плафон для Генерального контролера, картины для церквей St. Hypolite, des Feuillants, des peres de l'Oratoire, des religieuses de Longchamp в Париже и для церквей в Лионе и Орлеане. В качестве архитектора Ш. отличался при устройстве придворных празднеств (один из проектов его pompes funebres в нашем собрании). Из литературных трудов Ш. особенного внимания заслуживает перевод сочинений Пиранези: «Voyage en Italie» в форме писем и «Observations sur le Vesuve». См. «Eloge historique de M. Challe» в «Necrologe» 1779 г., переизданный в «Revue Universelle des Arts», XII, стр. 399, и H. de Chennevieres «M. A. Challe» в «Gazette des B. A.», de Chennevieres «M. A. Challe» в «Gazette des B. A.», 1882, I, стр. 505. Скульптор Simon Challes приходился братом Мишёль-Анжу.

Предыдущая глава

Следующая глава


Портрет Роже де-Пиль (Гравюра Пикара-Римского)

Азбука Бенуа: Й

Хованщина (С.В. Малютин)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Художники первых двух третей XVIII века > Лагрен-старший, Гютен, Пьер, Шале
Поиск на сайте   |  Карта сайта