Сент-Обен, Фрагонар, Робер, Грёз
Если бы мы захотели остановиться на всех художниках французского XVIII в., то пришлось бы заполнить целые томы обсуждением их творчества и рассказами об их личностях — тем более что сохранившиеся до наших дней памятники, несмотря на ряд очень ощутительных потерь1, все еще бесчисленны, а научная литература, занявшаяся «вызовом к жизни» этого прошлого, насчитывает сотни исследований.
Но нельзя пропустить без внимания главные из фигур, являющиеся не только прекрасными художественными талантами, но и весьма наблюдательными свидетелями той эпохи истории европейской культуры, которую, несмотря на все ее слабые и мрачные стороны, приходится все же считать за один из самых ярких фазисов достижения гармонии и (по крайней мере, с точки зрения высших классов) за одну из «эпох расцвета».
Целых четыре первоклассных мастера открывают этот ряд и знакомят нас с тем, как выглядела и чем увлекалась тогда французская жизнь, задававшая, как известно, тон жизни всей Европе.
Эти четыре мастера: Габриэль де Сент-Обен, Фрагонар, Юбер Робер и Грёз. За ними следуют полчища более ограниченных, но все же чарующих художников.
1 К самым печальным вандализмам принадлежит гибель почти всех декоративных ансамблей Пьера (среди них плафонов в Сен-Клу и Пале-Рояле, уничтоженных еще в 1780-х гг.), гибель плафона Gabriel Briard (1725—1779) в Версальской Salle de Banquets, плафона Louis Jacques Durameau (1733—1796) в Версальском придворном театре, плафонов Дойена в русских дворцах и т. д. Как нарочно, мы не обладаем и гравюрами с большинства этих произведений. Масса отдельных картин и целые архивы рисунков лучших художников XVIII в. пропали за тот период, который обдавал презрением все, что не соответствовало учению о прекрасном согласно академическому классицизму. Зато в эти же блаженные для проницательных коллекционеров и для истинных знатоков дни можно было покупать картины Ватто и Буше за несколько франков на «толкучках» и в открытых лавчонках парижских набережных. Но сколько за то же время вещей, сказочно прекрасных, просто «потонуло» навеки; в рисунки Фрагонара завертывали провизию, а картины Ватто служили для всевозможных домашних надобностей.
Костя Сомов на вечере современной музыки. 1908 г. | Портрет писателя Л.Н. Толстого (Ге Н.Н., 1884) | М.А. Кузьмин. 1907 г. |