Сент-Обен, Фрагонар, Робер, Грёз

Воскрешение Лазаря (Франческо Тревисани) Если бы мы захотели остановиться на всех художниках французского XVIII в., то пришлось бы заполнить целые томы обсуждением их творчества и рассказами об их личностях — тем более что сохранившиеся до наших дней памятники, несмотря на ряд очень ощутительных потерь1, все еще бесчисленны, а научная литература, занявшаяся «вызовом к жизни» этого прошлого, насчитывает сотни исследований.

Но нельзя пропустить без внимания главные из фигур, являющиеся не только прекрасными художественными талантами, но и весьма наблюдательными свидетелями той эпохи истории европейской культуры, которую, несмотря на все ее слабые и мрачные стороны, приходится все же считать за один из самых ярких фазисов достижения гармонии и (по крайней мере, с точки зрения высших классов) за одну из «эпох расцвета».

Целых четыре первоклассных мастера открывают этот ряд и знакомят нас с тем, как выглядела и чем увлекалась тогда французская жизнь, задававшая, как известно, тон жизни всей Европе.

Эти четыре мастера: Габриэль де Сент-Обен, Фрагонар, Юбер Робер и Грёз. За ними следуют полчища более ограниченных, но все же чарующих художников.


1 К самым печальным вандализмам принадлежит гибель почти всех декоративных ансамблей Пьера (среди них плафонов в Сен-Клу и Пале-Рояле, уничтоженных еще в 1780-х гг.), гибель плафона Gabriel Briard (1725—1779) в Версальской Salle de Banquets, плафона Louis Jacques Durameau (1733—1796) в Версальском придворном театре, плафонов Дойена в русских дворцах и т. д. Как нарочно, мы не обладаем и гравюрами с большинства этих произведений. Масса отдельных картин и целые архивы рисунков лучших художников XVIII в. пропали за тот период, который обдавал презрением все, что не соответствовало учению о прекрасном согласно академическому классицизму. Зато в эти же блаженные для проницательных коллекционеров и для истинных знатоков дни можно было покупать картины Ватто и Буше за несколько франков на «толкучках» и в открытых лавчонках парижских набережных. Но сколько за то же время вещей, сказочно прекрасных, просто «потонуло» навеки; в рисунки Фрагонара завертывали провизию, а картины Ватто служили для всевозможных домашних надобностей.

Предыдущая глава

Следующий раздел


Костя Сомов на вечере современной музыки. 1908 г.

Портрет писателя Л.Н. Толстого (Ге Н.Н., 1884)

М.А. Кузьмин. 1907 г.


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Художники первых двух третей XVIII века > Сент-Обен, Фрагонар, Робер, Грёз
Поиск на сайте   |  Карта сайта