Жан Батист Патер, Никола Ланкре

Проба купания (Ж.Б. Патэр) Равных себе преемников Ватто, разделяя участь всех художников «первой величины», не оставил, — слишком красота его искусства и все его мировоззрение были исключительными. Но Ватто все же посчастливилось более, чем многим другим, ибо два мастера, непосредственно к нему примыкающие, Патэр и Ланкре, по справедливости зачислены среди самых чарующих живописцев XVIII в.

Художественному воспитанию первого из них Ватто недаром посвятил последний месяц своей жизни. Чувствуя приближение смерти, мастер страстно пожелал передать хоть частицу своей творческой силы и своего опыта тому земляку, перед которым он себя чувствовал виноватым1. Разумеется, тончайшего своего чувства жизни он не мог привить несколько мелочному, мы бы теперь сказали «буржуазному», склонному к насущным заботам юноше.

Однако все же нечто необычайно изящное, легковейное, волшебное в технических приемах и в палитре досталось от Ватто Патэру, который и сознавал, что всем, чем он владеет, он обязан учителю. Современники, которые почти всегда бывают менее чутки к существу талантов и более падки к модной стороне искусства, те даже попадались на пастиччо Патэра под Ватто. Да и в наши дни не всегда бывает легко отличить первоклассного Патэра от второстепенного Ватто.

Marche Comique (Патэр) Ланкре в чисто живописном отношении стоит ступенью ниже Патэра. Он на известную долю суше его в письме, менее гармоничен в красках. Зато в нем гораздо больше личной инициативы. Его уже труднее смешать с Ватто.

Сохранились его слова, обращенные к друзьям: «Если вы отвернетесь от натуры, то скоро исполнитесь лжи и манерности в такой степени, что когда вы снова пожелаете обратиться к ней, то станете на все глядеть не иначе, нежели глазами предубеждения, и передавать видимость в присущей вам манере»2. Однако эти слова едва ли приложимы к самому художнику. Разумеется, в сравнении с академиками, смотревшими на все через очки, запыленные гипсовым классом, Ланкре настоящий натуралист, он — весь жизнь, весь огонь. Но рядом с Ватто его искусство страдает отсутствием простоты и непосредственности.

Д'Арженвилль рассказывает еще, что Ланкре, отвыкнув от обыкновения работать зимой в натурных классах, которые он долгое время посещал наравне с простыми академистами, пристрастился к театру. Казалось бы, вот еще черта, которая должна была сблизить Ланкре с Ватто. На самом же деле, именно в отношении к театру замечается наибольшая разница между художниками.

Ватто интересовал в театре странный, утрированный в своей жизненности мир кулис. В сущности, Ватто сам написал в своих картинах бесподобную и небывалую комедию на какой-то странный и загадочный сюжет. Ланкре наивно увлекался «комедиями других» — остроумных заправских драматургов; он был не в кулисах, а в партере — гурманом-зрителем, аплодирующим всем трюкам, всей виртуозности сочинения и исполнения. И многие картины Ланкре прямо иллюстрируют, — как это делали Троост и Лонги, — известные сцены любимых в то время пьес.


1Jean Baptiste Joseph Pater, сын скульптора, приятеля Ватто (1670—1747), родился в Валансьене 29 декабря 1695 г. Сначала ученик коннетабля корпорации живописцев — посредственного мастера Ж. Б. Гидэ, но позже (в 1714 г.?) отец его поручает Ватто, и для этой цели привозит сына в Париж. Вскоре, однако, нелюдимый мастер прогоняет от себя усердного ученика, и тот возвращается на родину. В 1718 г. П. снова в Париже, и герцог де ла Форс поручает ему живописную декоровку своего замка Лабулэ, близ Evreux. Чувствуя приближение смерти, Ватто вытребывает к себе Патэра и наспех завершает прерванное некогда воспитание своего единственного ученика. Несколько картин Ватто были окончены Патэром — среди них те две, в которых архитектура написана Менье. Болезненные опасения нужды побуждали, к сожалению, Патэра напрягать чрезмерные усилия для получения заработка, и явившееся вследствие этого переутомление свело художника в раннюю могилу, — он умер 25 июля 1736 г. в Париже. С 1728 г. он носил звание «академика» за картину «Увеселение солдат». Кроме этой картины, Лувр обладает рядом произведений мастера. Другие его картины находятся в Petit Palais (собр. Дютюи), в Трианоне, в Фонтенбло («Китайская охота» из Версаля), в музеях Нанта, Валансьена («Портрет сестры»), Касселя, Берлина, Сансуси и в целом ряде частных собраний (среди них г-на Фераля и Альфреда Ротшильда). Эрмитаж обладает двумя картинами с военными сюжетами, в духе ранних произведений Ватто. Кроме того, картины П. имеются в собраниях кн. Юсупова и г. Утемана. См. P. Foucart «La jeunesse de J. В. Pater" в «LArt», 1894, т. I, стр. 117 и 155, его же «Antoine Pater» в « Reunion des Soc. des B. A. des dep.», 1887, стр. 78 и Maurice Henault «Antoine Pater» там же, 1899, стр. 185.
2 «На своих прогулках он только и видел всюду натурщиков для своих картин и часто бросал своих друзей, чтобы зарисовать то, что ему понравилось» (д'Арженвилль).

Предыдущий раздел

Следующая глава


Прибтие Карла III к собору св. Петра (Дж.А. Паннини)

Ponte Molle (Дж. Б. Пиранези)

Вид на Мойку у здания Конюшенного ведомства (Мартынов А. Е., 1809 г.)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Последователи Ватто
Поиск на сайте   |  Карта сайта