Пьер Сюблейра

Гермафродит и Сальмацис (Ж.Ф. де-Труа) Какая-то «внутренняя прозаичность» вредит и де Труа в его декоративных композициях, несмотря на весь изумительный блеск его красок, на неисчерпаемость его фантазии и даже на совершенное его знание «законов украшения». Говорить нечего, что в смысле силы гобелены де Труа оставляют далеко позади себя не только работы Куапелей, но и Жувене. Однако что-то мучительное все же присуще им. Они чересчур богаты, чересчур роскошны; они как-то «затяжелены всем своим совершенством».

Даже в смысле режиссерской распорядительности де Труа заходит за какие-то границы дозволенного; он слишком пышно строит группы, слишком отчетливо выдвигает фабулу, слишком драматизирует положение. Однако и из такой наполовину отрицательной характеристики явствует, какое исключительное место занимает мастер и какого интереса он заслуживает. Непонятно, как до сих пор не нашлось исследователя, который посвятил бы обширное, строгое и любовное исследование этому художнику, достойному, во всяком случае, занимать место среди самых блестящих мастеров французской живописи1.

С де Труа имеет много общего один из превосходных живописцев того же времени, обыкновенно зачисляемый в ряды академиков, — Сюблейра2. Зачисление это не лишено основания. Сюблейра более подчинен академической дисциплине, нежели де Труа; его шедевры носят явную печать изучения Ланфранко, Гверчино, Пуссена, Лесюэра, и забота о «благородстве» несколько заслоняет в «Императоре Валерии» и в «Св. Рохе» подлинные красочные достоинства этих прославленных картин. Но, с другой стороны, и эти картины принадлежат к самому блестящему, что создано академизмом, а кроме того, Сюблейра автор трех прелестных жанровых картин (в Лувре), совершенно в духе Ланкре иллюстрирующих сказки Лафонтена, его же кисти принадлежит не менее красивый, нежели любой Ларжильер, автопортрет в Уффицах и, наконец, перед восхитительной его «Мастерской художника» в Венской Академии останавливаешься в полном изумлении, не зная без справки в каталоге, кому из самых больших приписать эту чарующую своим серебристым тоном и своей искренностью картину.


Мастерская художника в Риме (П. Сюблейра)1 Jean Francois de Troy (Detroy), сын упомянутого нами выше Francois de Troy, родился в Париже в 1679 г. Ученик своего отца. Девятнадцати лет Ж. Ф. принял участие в конкурсе на римскую поездку, однако не получил премии, что побудило отца послать сына в Рим на свой счет. В Италии (в Риме, Пизе и Венеции) Ж. Ф. прожил около девяти лет, и лишь настойчивые требования отца, прибегнувшего даже к помощи французского посланника во Флоренции, заставили художника вернуться на родину. В том же 1708 г., 28 июля, Ж. Ф. зачислен «назначенным» и принят в один и тот же день в академики за картину «Смерть Ниобеи и ее детей». Адъюнкт-профессор — в 1716 г., профессор — 30 декабря 1719 г., королевский секретарь du grand College (это место художник получил на средства своей жены) — в 1737 г. Невозможность находить во Франции достаточный заработок, который покрывал бы огромные расходы художника, заставила его искать место директора Римской Академии, которое и было ему дано в январе 1738 г.; одновременно с этим д. Т. был пожалован орден св. Михаила. В Риме, где мастер был избран principe Академии св. Луки, им закончены серии картонов для шпалер, изображающие «Историю Эсфири» и «Историю Язона». Разорение, вызванное тем, что д. Т. принужден был вернуть после смерти своей жены родственникам ее богатое приданое, отозвалось на его разуме и на его творчестве. В расчете на получение казенной квартиры в Лувре и недовольный администрацией, де Труа заявил было о своем желании вернуться на родину, но пораженный резким приказанием безотлагательно последовать за посланником герцогом де Нивернуа, готовившимся к отплытию из Чивитавеккии, он заболел острым припадком и умер неделю спустя, 26 июня 1752 г. Впрочем, до самых последних дней д. Т. не бросал кистей. Творение Ж. Ф. де Труа было бы огромным, если бы значительная часть его декоративных работ не погибла. Для одного г. де ла Лив он написал 36 композиций, украшавших дворец этого мецената. В настоящее время произведения д. Т. находятся в Лувре (6 картин, среди которых «La toilette d'Esther», написанная еще до отъезда в Рим, и «Церемония ордена Св. Духа 1732 г.»), в Шантильи, в музеях Безансона (портреты), Дижона, Монпелье («Ниобея»), Нанси, Нима («Спящая жница» и «Паралитик»), Орлеана, Руана, Берлина, в лондонском «Кенсингтонском музее», во дворце Сансуси, в некоторых церквях Рима, в частном собрании О. Гульдшинского в Берлине. В Эрмитаже мастер прекрасно представлен шестью картинами, из которых две неправильно значатся под именем его отца. Гобелены «История Эсфири» находятся в Версальском дворце, во дворце Фарнезе (французское посольство в Риме) и в доме французского посольства в Петрограде («Триумф Мардохея»). Известно еще, что д. Т. исполнил в 1735 г. для герцога Лотарингского (впоследствии императора) серию картонов с «Историей Психеи» и для датского двора в 1741 г. — четыре картины с сюжетами «Метаморфоз». Гравировали с де Труа: Томасен (грандиозная композиция «Чума в Марселе»), Кошен, Л. Кар, Парросель, Боварле и др. См. его биографию Chevalier Valory в «Мerr. Ined. Sur la vie des members de FAcademie».
2 Pierre Subleyras родился в Uzes (деп. Gard) в 1699 г. До 15 лет ученик своего отца Матье С., затем — славившегося по всему югу Франции и действительно искусного художника Antoine Rivalcz в Тулузе. В 1724 г. С. прибывает в Париж; два года спустя получает заграничную поездку. В Риме он живет с 1728 г. и женится на известной миниатюристке Марии Феличе Тибальди (1739), на сестре которой был женат другой французский художник, с которым мы встретимся ниже, — Тремольер. В Риме Сюблейра имеет огромный успех как при папском дворе, так и среди кардиналов и римской аристократии. Наибольшее впечатление произвела его картина, написанная для исполнения мозаикой в Сан-Пьетро — «Обедня св. Василия Великого» (1745 г.), с которой мастер, по желанию любителей, должен был сделать несколько повторений (одно из них и эскиз к фигуре священника достались Эрмитажу). Умер Сюблейра в полном расцвете таланта 28 мая 1749 г. К сожалению, в последние годы он был все время болен и, быть может, в этом обстоятельстве следует видеть причину, почему знаменитый мастер не оставил почти никаких средств своей семье. Для характеристики малоисследованной личности С. важно сведение, что он очень увлекался науками, литературой и музыкой. Картины С. находятся в Лувре, в Версале (превосходный «Портрет папы Бенедикта XIV»), в музеях Монпелье, Нанта, Нима, Орлеана, Тулузы («Коронация Людовика XV»), Руана, Дрездена, Берлина, в Венской Академии, в Уффицах, в римской галерее Барберини. См. «Les tableaux de la jeunesse de Subleyras» в книге Ph. de Chennevieres «Recherches sur la vie de quelques peintres provinciaux», т. TV, стр. 213.

Предыдущая глава

Следующая глава


Сцена у фонтана (Замок Сандомирского воеводы). 1908 г.

Интерьер с аркадой. 1913 г.

Иллюстрация к поэме А.С. Пушнина "Медный всадник" 1916-1922 г.


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Последователи Ватто > Пьер Сюблейра
Поиск на сайте   |  Карта сайта