Франческо Казанова, Жозеф Филипп Лутербур

Дорога в лесу (Лантара) Казанова1, брат знаменитого авантюриста, достоин был бы занять выдающееся положение как среди баталистов, пришедших на смену Паросселю, так и среди жанристов во вкусе Фрагонара. Но, в сущности, лучшее, что создано им — это пейзажи с большими фигурами животных, в которых мастер является продолжателем Дюжардена и Поттера.

Правда, рядом с произведениями голландцев Казанова кажется несколько «нарядным». Но все же его картины поражают и серьёзностью знаний и осознанностью красочной задачи: мы бы сказали, своим «приближением к Тройону». Выдается Казанова и своей благородно-спокойной техникой, являющейся чем-то довольно редким на общем фоне виртуозного щегольства, которым отличается XVIII в.

Лутербур2 играет значительную роль в истории живописи Англии, куда этот офранцузившийся немец переселился и где он завоевал огромный успех. Но уже и во Франции гибкий, восприимчивый мастер, работавший в самых разнообразных манерах, успел себе создать видное положение. Лутербур принадлежит к тому разряду adapteur'oв, на которых всегда была щедра Германия и типичнейшим представителем которых слывет «обезьяна Рембрандта» — Дитрих. Но — как и Дитриху — Лутербуру нередко удавалось создавать вещи, полные тонкого чувства краски, а иногда и поэзии. Шедевры его «французского периода» (особенно пейзажи с фигурами скота) легко принять за Фрагонара, тогда как впоследствии он имитировал Хогарта, Роландсона и, несомненно, чему-то весьма существенному мог научить Тернера3.


1 Francesco Casanova родился в Лондоне в 1727 г. во время пребывания его родителей (актеров по профессии) в Англии; отосланный еще в 1733 г. в Венецию к родным, он поступает в ученики сначала к Гварди (о котором очень пренебрежительно выражается его родной брат — «Казанова де Сейнгальт»), а затем к искусному баталисту, последователю Бургиньона—Франческо Симонини (1689—1753). В 1751 г. К. попадает в Париж, с 1752 по 1757 гг. живет в Дрездене, где уже поселился его старший брат, тоже бывший живописцем, Джованни Батиста К. (1722— 1795), и где Франческо исполняет копии с картин галереи. По возвращении в Париж он начинает пользоваться большим успехом и в 1763 г. принят в число академиков. Считается, что злобная критика Дидро побудила Казанову снова покинуть Францию, после чего он некоторое время жил в Дрездене, а затем, с 1783 г., в Вене, где он и исполнил заказанные Екатериной II картины, изображающие победы Потемкина (гравированы Ад. ф. Бартшем и Кюфнером). Умер К. в Бриле, близ Вены, 5 июня 1805 г. Большую сенсацию вызвала в 1767 г. выставленная в Лондоне картина мастера, представлявшая «Переход Ганнибала через Альпы». Произведения К. находятся в Лилле (2 пейзажа), Бордо, Дульвиче, в Эрмитаже (3 картины) и в нашей Академии Художеств (большой конный портрет Иосифа II и его свиты). Превосходный рисунок мастера у С. П. Яремича. Кроме того, известен ряд его оригинальных и очень искусных офортов.
2 Joseph Philippe Loutherbourg или Lutherburg, о котором Дидро говорил «grand, tres grand artiste presque en tous genres; il a fait un chemin immense et l'on ne sait jusqu'ou il peut aller», родился в Страсбурге (или в Фульде) 31 октября 1740 г.; ученик своего отца (живописца-миниатюриста), одного из Тишбейнов, К. ван Лоо и Ф. Казановы в Париже. «Назначенный» — 25 июня 1763 г.; академик —в 1767 г. за «Батальную картину» (хранилась прежде в Рамбуйе). В 1771 г. Л. переселяется в Англию, приглашенный знаменитым актером Гарриком исполнять декорации для театра Drury Lane, с жалованьем в 1000 фунтов в год. Член Royal Academy — в 1781 г. Совершив путешествие по Франции и Швейцарии, Л. вернулся в Англию и умер в Чисвике, близ Лондона, 11 марта 1812 г. Художник славился во всех отраслях живописи (между прочим, он считается одним из лучших акварелистов Англии), а также своим веселым нравом и остроумием. Как кажется, знакомство с Калиостро, с которым Л. встретился в Швейцарии, направило его одно время на врачебную деятельность, и Л. прославился своими чудесными исцелениями слепых. Во время пребывания английских войск в Нидерландах Л. совершил в обществе Джильре поездку на фронт и присутствовал при Валансьенской битве (картина, изображающая сражение, показывалась впоследствии в Лондоне за деньги; гравирована Бромлей). Кроме того, мастером исполнен ряд исторических картин пейзажного характера; среди них очень прославленный «Потоп» (для «Библии» Macklin'a), «Поражение Армады», «Большой Лондонский пожар» и «Морская победа лорда Хоу 1 июня 1794 г.» (ныне в галерее Гринвичского госпиталя; гравирована Allan в 1831 г.). К 1793 г. относится знаменитая картина мастера на шекспировскую тему «Миранда, взирающая на бурю»; к 1801 г. — «Победа адмирала Дёпкена 11 октября 1797 г.» (гравирована Фитлером). Л. исполнены и картины для популярного зрелища Eidophysicon — род диорамы, в которой были использованы транспаранты и дневной свет. Иногда с Л. сотрудничал де Маши (для архитектуры). Выставлял Л. в парижском «Салоне» с 1763 по 1779 гг. и в «Salon de la Correspondance» в 1783 г. Сейчас картины Л. находятся, кроме Гринвича, в лондонской Национальной галерее, в Кенсингтонском музее, в Венском музее (с архитектурой де Маши), в музеях Бордо, Анжера, Орлеана, Дармштадта, Виченцы и во многих французских и английских частных собраниях. Возможно, что его кисти принадлежит пейзаж в собрании О.Э. Браза. Гравировали с Л. — Byrne и Middiman, Laurent, Pfenninger, Landseer, Prestel, Hall, Philipps, Скородумов, Woollet, Moris и др. Кроме того, мастер издал ряд оригинальных офортов (частью lavis). См. «Magasin Pittoresque», 1860, стр. 43 и 88.
3 Близок к Лутербуру другой «парижский немец» — Вейроттер, особенно известный в качестве автора длинного ряда офортных пейзажей, представляющих очень изящные отголоски Фрагонара (Franz Eduard Weirotter, родом из Тироля, умер в Вене в 1771 г.). В свою очередь, близок к Вейроттеру венец Martin v. Molitor (1759—1812).

Предыдущая глава

Следующая глава


Аллея в парке (Ю. Робер)

Фантазия на перспективу у большой галереи Лувра (Ю. Робер)

Венера (Тициан)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Жанристы > Франческо Казанова, Жозеф Филипп Лутербур
Поиск на сайте   |  Карта сайта