Пейзажи Фрагонара

 Аллея платанов (Ж.О. Фрагонар) Отношение «Фраго» к пейзажу также очень своеобразного оттенка.

И к деревьям, к небу, к скалам, к водометам, к полям и даже к строгой античной архитектуре у него проявляется его чисто южная чувственность, его порывистое желание как-то все обнять и зацеловать. Элементы пейзажа «Фраго» ведут свое происхождение все из того же источника — от генуэзца Кастильоне, этого истинного учителя всех тех, которые в XVIII в. пожелали взглянуть «за границы человеческого общества».

От Кастильоне идут и самые ритмы его пейзажных композиций, это сбирание в грозди фигур, эти «развалы» стад, в сочном копошении которых не сразу выищешь отдельные формы животных и поселян.

Но «темп» у Фраго ускорен до чрезвычайности, акценты подчеркнуты до высшей яркости, а страстность, с которой мастер проводит заимствованные мотивы, оказывается столь пламенной, что о заимствовании трудно и вспомнить. Эта «быстрость», эта ярость, эта страстность Фрагонара моментами выдает его увлечение и другим оргиастом живописи — Рубенсом.

И все же, при всех своих связях, «Фраго» остается самим собой, каким-то одержимым поверхностными, быстро сменяющимися эгоистично-чувственными порывами. Это яркий, цветистый мотылек, перелетающий с цветка на цветок и забывающий при каждом новом услаждении о предыдущих.

Купальщицы (Ж.О. Фрагонар) Нет во всем творении Фрагонара более характерной картины, нежели его «Bosquet des Roses», служившей некогда лучшим украшением знаменитого собрания Родольфа Кана. Характерно уже одно то, что здесь представлены как бы чертоги самого сладкого аромата, самого женственного цветка.

И представлено это все с той же склонностью к эксцессу.

Кажется, что в этом замкнутом святилище Венеры можно задохнуться — до того оно насыщено запахами, так герметически закрыто оно от всех струй, от всех освежающих «сквозняков» жизненной суеты. В то же время в этой сказочной картине веет чем-то похожим на тоску и, вглядываясь в нее, поддаешься соблазну нирваны.

Цель, к которой стремился Ватто, та Цитера, которая издали сулила неземное блаженство, оказалась завоеванной и до самых своих недр изведанной Фрагонаром. Но куда же остается после этого стремиться, чего можно еще желать? Стоит ли вообще жить, когда самое сладкое и редкое стало доступным и обыденным?

Предыдущая глава

Следующий раздел


Аполлон и Дафна. 1908 г.

Китайский павильон. Ревнивец. 1906 г.

Замок. 1895 г.


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Французская живопись с XVI по XVIII век > Жан Оноре Фрагонар > Пейзажи Фрагонара
Поиск на сайте   |  Карта сайта