Франс Флорис

Ученик Ломбарда, Франс Флорис1, является в середине века для Антверпена центральной фигурой, и это несмотря на присутствие здесь несравненно более даровитых и значительных художников, среди которых достаточно упомянуть имена Питера Эртсена2, Питера Брейгеля (переселившегося лишь в 1563 г. в Брюссель) и Иохима Бекелара3. Для нас гораздо интереснее и такие художники того времени, как Гэмскерк или Поурбус, - в них определеннее сказываются чисто живописное дарование, любовь к красивой краске, а иногда и наивная затейливость. Но именно то, что Флорис строже остальных своих собратьев, что он весь отдался решению проблем ритма и идеальных пропорций, что в нем почти ничего не осталось от местных традиций и ничего его не сближало с "запоздалыми готиками", - все это подымало чрезвычайно мастера в глазах людей, руководивших вкусом времени, и приводило к нему толпы фанатически преданных учеников4, вслед за ним старавшихся "забыть о своем варварском происхождении".

Будучи при этом (и при всем своем нравственном падении5) натурой крайне впечатлительной и большим знатоком своего ремесла, Флорису удалось в нескольких произведениях связать то, что он себе усвоил на изучении Микель Анджело и флорентийцев, с тем, что сближает его творчество с искусством Тинторетто и других венецианцев. Флорисом создано, во всяком случае, два безусловных шедевра: все золотистое в красках, виртуозно и все же строго написанное, в совершенстве нарисованное "Падение ангелов" в Антверпенском музее и знаменитый "Портрет сокольничего" в Брауншвейгской галерее - одно из самых жизненных произведений XVI в.


Мучения святого Севастьяна (Втейвал Иоахим)1 Гвичардини так отзывается о Флорисе: "Теперь поговорим о живущих, и в первую голову - о Франческо Флорисе, живописце столь превосходном в своей профессии, композиции и рисунке, что едва ли сыщется где-либо ему подобный; ибо, действительно, он мастер особенный (singulare), a затем и по характеру он человек приятный и благовоспитанный; ему принадлежит слава (sattribuisse la palma) принесения из Италии мастерства изображать мускулы, а также смелые и естественные ракурсы". Frans de Vriendt, известный под прозванием Fions, родился около 1516 г.; он был сыном каменщика архитектора (брат Франса, Корнелис, был одним из лучших архитекторов нидерландского возрождения, учеником своего отца и Ламберта Ломбарда. После 1539 г. Ф. отправляется в Италию и здесь усердно изучает Микель Анджело; в 1547 г. мы находим мастера в Антверпене, где он женится, быстро становится самым популярным художником и строит себе роскошный, им же самим декорированный дом. Последние годы Флориса были омрачены семейными неладами, пьянством и борьбой за сохранение своего благосостояния. Умер мастер в Антверпене в 1570 г. (6 октября похоронен).
2 В Антверпене этот уроженец Амстердама прожил с 1535 г. (принят в гильдию) по 1556 г. Эртсену принадлежит одно из самых видных мест в истории бытовой живописи, но и как автор ряда религиозных картин более "итальянского" или смешанного характера, Эртсен заслуживает серьезного внимания, хотя несомненно, что они не содержат той "прелести здоровья", которой так пленяют его непосредственные изображения жизни. В религиозных картинах позднего периода Эртсена замечается даже уклон в сторону "вертлявого маньеризма", но и они отличаются (напр., "Несение Креста" и "Распятие" в Антверпенском музее) каким-то совершенно своеобразным подходом к задаче. Хороши в обеих картинах пейзажи: в "Несении Креста", представляющей смесь ядовито-зеленых, синих (кобальт) и черновато-стальных оттенков; в триптихе "Распятия" - особенно поражающий эффектом вечернего неба. Вне всякой критики стоят такие мощные, целиком "натуралистические" картины, как "Христос у Марфы и Марии" в Брюссельском музее (поразительно красив здесь, между прочим, фон, изображающей какие-то аркады). Формулы, принятые позже натуралистом Караваджо за основу искусства, в этой картине уже все налицо.
3 Племянник Питера Эртсена, lochim Bueckelaer, Beucklaer или Beukelaer, родился в Антверпене около 1530 г.; записан мастером в гильдию лишь в 1560 г.; умер в 1573 г. (или после 1576 г.?). Этот превосходный художник, которому мы рассчитываем посвятить больше места в третьей части нашего труда, не был оценен современниками и вынужден был зарабатывать свой хлеб, исполняя "околичности" на картинах более счастливых товарищей. Ему, между прочим, принадлежит часть великолепно исполненных одежд на портретах Моро. Собственные произведения художника обладают исключительными живописными достоинствами, необычайной правдивостью и здоровьем. Большая часть их натюрморты, но есть несколько картин жанрового порядка (среди них чудесная картина Брюссельского музея "Блудный сын" или "Предприимчивый кавалер"), и не без основания приписывают мастеру помеченную его инициалами картину в Антверпенском музее "Поклонению пастырей", не уступающую ни Ломбарду, ни Флорису, ни Поурбусу в смысле гармоничного построения композиции.
4 Считается, что под его руководством воспитаны 120 художников.
5 Последние годы мастер предался вину и стал небрежно относиться к живописи.

Предыдущая глава

Следующая глава


Портрет писателя А.П. Чехова (И.Э. Браз, 1898)

Ораниенбаум. Кабинет "Обезьян" в павильоне Катальная гора. 1900 г.

Диана и Актеон (Тициан)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Нидерландская живопись в эпоху ренессанса > Академический ренессанс > Франс Флорис
Поиск на сайте   |  Карта сайта