Группа Яна Брейгеля

Апполон и Дафна (Гиеронимус Кок) Обособленную группу представляют из себя мастера, по преимуществу фламандцы, центральной фигурой среди которых следует считать сына Питера Брейгеля, Яна1. Если в одну группу можно зачислить и Боля, и Саверея, и Винкбоонса, и Альслоота, то это потому, что все упомянутые художники в основе своей были реалистами: они примыкали к реальной стороне творчества Питера Брейгеля. Напротив того, группа, к которой мы обращаемся теперь, состоит из художников, которых можно назвать фантастами и для которых природа не является непосредственной вдохновительницей. Если предыдущая группа подготовила почву для появления реализма Остаде и Зиберехтса, то вторая служит источником для всей дальнейшей эволюции "идеального пейзажа", - из нее выросло искусство Геркулеса Сегерса, отчасти Рембрандта, Эльсгеймера, обоих Пуссенов, Клода Лоррена, и т.д., и т.д.

Эта "группа Яна Брейгеля" содержит в себе, впрочем, не одни живительные элементы. Не ставя себе задачей постоянную проверку "на натуре" и занятые проблемами стильности, художники, входящие в нее, очень рано обнаружили склонность к маньеризму. С другой стороны, они очень много дали в смысле чисто технического развития живописи. Даже Боль или Саверей кажутся какими-то "пролетариями" рядом с тем аристократическим великолепием фактуры и красок, которое мы найдем и у Яна Брейгеля, и у Франкенов, и у Момпера.

Мы назвали семью художников, к которой обратились в настоящей главе, - группой Яна Брейгеля, и, действительно, младший сын Питера является самым блестящим и пленительным среди своих товарищей, но не нужно думать, что он был чем-то вроде "руководящего гения". На звание вождей этой группы могут вполне претендовать и другие живописцы - особенно Пауль Бриль, имевший огромный и "всемирный" успех при жизни, или же Иоос де Момпер, один из самых чарующих виртуозов истории живописи.

Пан и Сиринкс (П. Бриль)С другой стороны, можно проследить связи, которые существуют между искусством данной группы и творчеством пейзажистов первой половины XVI века - и не только нидерландцев, но и итальянцев. Ян Брейгель примыкает к Иерониму Коку2, к Блесу, к Гасселю и особенно к Валькенборху; Пауль Бриль очень многим обязан изучению Полидоро Караваджо и Муциана, а связь Момпера с искусством Скореля и Патенира прямо очевидна. Наконец, не надо думать, что группа, за которой мы для удобства оставляем имя Яна Брейгеля, была совершенно обособлена от группы "реалистов". Нередко "реалисты" заражались "фантастами", и наоборот. Иной рисунок Гуфнагеля легко принять за Момпера, иной этюд Бриля - за произведение Конинкслоо и Винкбоонса. Но сейчас для нас важны не те черты, которые сближают обе группы, а те, в которых без натяжки можно найти яркие и обособляющие их характеристики.

Пауль Бриль был вызван в Италию своим старшим, менее даровитым братом Матиасом, из достоверных работ которого дошли до нас лишь довольно вялые фрески в Ватикане, изображающие процессию, движущуюся по улицам Рима3. Пауль вступил в семью нидерландцев-пейзажистов, исполнявших в Риме скромные декоративные работы, помогая таким большим живописным "антрепренерам", какими были Федериго Цуккаро, Муциано и другие академики и маньеристы. Понемногу Бриль выдвинулся в своей области, главным образом, благодаря мастерству, с которым он владел фресковой техникой, "раскидывая" дали и украшая свои ландшафты разнообразными эффектами освещения. Постепенно он занял одно из самых почетных мест в художественном мире, укрепляя в то же время право гражданства за тем родом живописи, который он представлял и который был в некотором загоне у "исторических живописцев".


1 Имя старшего сына Питера "Мужицкого", Питера Брейгеля "Адского" (ок. 1564-ок. 1637 гг.), не заслуживает отдельного упоминания в общей истории живописи, ибо вся его деятельность протекла в том, что художник копировал знаменитые композиции отца или же создавал на них пастиччо. Впрочем, иные из этих произведений Питера Брейгеля-Младшего, напр., копия с "Поклонения волхвов" в Антверпене и копия с "Вифлеемского избиения" в Брюсселе, отличаются своеобразной звучностью красок. Свое прозвище "Адского" Б. заслужил картинами, изображающими преисподню (две типичные в Уффици).
2 Ieronimus или Hieronymus Cock или Kock, более известный в качестве гравера и издателя, родился в Антверпене около 1510 г., умер, как кажется, в Риме, 3 октября 1570 г. В 1546 г. числился в антверпенской гильдии, но до этого уже успел совершить путешествие в Италию, где он сошелся с Вазари, которому сообщил сведения о нидерландских художниках. Вполне достоверных картин Кока не сохранилось (за таковую трудно считать сомнительную картину в Венском музее, изображающую "Campo Vaccino" в Риме), зато исчерпывающим образом характеризуют мастера его собственноручные офорты-пейзажи (1558 г.), в которых небольшие фигурки разыгрывают сцены из Библии и мифологии. Исполнены они с большим мастерством, очень уверенно и смело, видно, что Питеру Брейгелю было чему поучиться у Кока. В истории художественной культуры мастер играет, кроме того, значительную роль, благодаря своим превосходным изданиям. Среди них особенного внимания заслуживают: серия портретов нидерландских художников, похоронная церемония по случаю кончины Карла V, собрание видов римских руин (1551г.), собрание античных памятников, орнаменты по рисункам Корп. Флориса, несколько листов с Рафаэля, архитектурные композиции Вредемана де Вриса и т.д. У Гиеронима был брат, Матиас (1509-1548), живописец-пейзажист, считающийся автором многих пейзажей, изданных Гиеронимом.
3 Семья братьев Brill происходила из Бреды, но родились оба художника в Антверпене - старший, Матиас, около 1550 г., второй, Пауль, в 1554 г. Матиас был учеником своего отца, незначительного художника, Пауль - также совершенно неизвестного мастера Дамиана Вортельманса. Матиас первый попал в Рим, и здесь ему досталась довольно видная работа в Ватикане - роспись большой галереи Gallena Geographica, выходящей на двор San Damaso, - оконченная в 1580 г. Мастер изобразил в 10 отделениях процессию перенесения мощей св. Георгия из церкви S. Maria in Campo Marzo в собор св. Петра. Фрески эти, довольно скромного художественного достоинства, интересны как топографический материал, ибо они с большой точностью рисуют римские улицы и площади в XVI веке. Кроме того, от Матиаса сохранилось несколько слабоватых рисунков в Уффици и две серии пейзажных гравюр его композиций, гравированных Г. Гондиусом в 1611-1613 гг. В общем, это скорее ординарные работы во вкусе Валькенборха и Пауля Бриля, но среди них несколько интереснее других те, что изображают лунные ночи. Умер старший брат в Риме в 1584 г. - Пауль прибыл в Рим около 1575 г. и, вероятно, поступил в помощники к Матиасу, а по смерти последнего продолжал начатые им работы в Ватикане. Среди них в. Мандер выделяет огромную фреску 1602 г., изображающую пейзаж с "Мучением св. Климента". Кроме того, живопись Пауля сохранилась во дворце Латерана (1589 - 1590 г.), в церкви S. Cecilia (1599 г.), в казино и во дворце Роспильози и в других местах. Умер Пауль 7 октября 1626 г. Он был женат на римлянке Октавии Барра. Ближе всего к Паулю Брилю подходит его ученик Willem van Nieuwelandt (1584-1635), R. de Keunink: (прелестная картина которого имеется в собрании К. Н. Рериха), Martyn Ryckaert и иногда в поздних картинах Гиллиса Мостарта.

Предыдущий раздел

Следующая глава


Вдовушка (П.А. Федотов, 1831-32)

Семья автора (Граф Ф. Толстой)

Под конвоем. На грязной дороге (И. Репин, 1876)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Нидерландская живопись в эпоху ренессанса > Художники-фантасты
Поиск на сайте   |  Карта сайта