Мастерская Флориса. Отто Вэниус
В гравюрах, особенно в фонах позади фигур, де Вос обнаруживает себя не только большим мастером, но и тонким поэтом. Некоторые его пейзажи не уступают измышлениям таких романтиков, как Муциано, Лукас Валькенборх, Пауль Бриль и Гиллис Конинкслоо, или таких реалистов, как Ганс Боль. На этих гравюрах, распространившихся по всей Европе, должен был учиться и Эльсгеймер, а следовательно, они играют свою роль в дальнейшей эволюции пейзажа1.
Менее приемлемыми для нас представляются прочие ученики Флориса: Антонис де Монтфорт, известный под прозвищем "Блокландт", поэт и живописец Лукас де Гэре (1524-1584) и Франсуа Поурбус, не говоря уже о нескольких других. Впрочем, вся система художественной работы в мастерской Флориса должна была носить оттенок какого-то кустарного промысла, не допускавшего развития живых чувств и личного отношения к задаче. Заваленный заказами, мастер ограничивался наброском композиции и подмалевкой, а остальное поручал ученикам и помощникам, причем сохранилось само восклицание, с которым он к ним обращался: "Brenght daer te par sulcke au sulcke tronien!"2. В частности, о Монтфорте Блокланде3, одном из самых уверенных художников среди этой группы первых нидерландских "академиков"4, Мандер говорит, что его специальностью было написание нагого тела - особенно женщин, - которое он передавал "со всеми подробностями в контурах и мускулах", стремясь запечатлеть "мягкую полноту, локальные краски, складки одежд, световые пятна и нежность теней, а также все функции (werckingen) тела и его членов". Для придачи большей мягкости Монтфорт пользовался вместо кистей перьями разных птиц, которыми он разгонял, втирал и стушевывал краски, штрихуя кистью в темных местах. Вне сомнения, что многое из своих технических достижений опытный мастер передал своему ученику Михаелю Мирфельту, играющему одну из первых ролей в истории голландского портрета, да и, кроме того, разработка им техники в передаче человеческого тела должна была оказать благотворное влияние на нидерландскую живопись и служить ей одним из средств к достижению зрелости.
Своего апогея нидерландский "академизм" в XVI в. достиг в творении учителя Рубенса - Октавио ван Вэна, известного под прозвищем "Отто Вэниус". В нашем собрании имеется картина, изображающая охоту на льва и служившая, вероятно, украшением какого-нибудь роскошного шкафа; не будь на ней достоверной подписи Вэниуса, ее трудно было бы принять за произведение мастера, - настолько она бодро и смело написана, так красиво в ней отразилось впечатление, произведенное на Вэниуса красками Веронезе. Видно, было время, когда и Вэниус шел по тем же стопам, как Мартин де Воc или Поурбус, и для него идеалом была венецианская живопись. Однако других картин этого периода не дошло до нас (или они не значатся под именем Вэна), и, наоборот, все то, что достоверно принадлежит кисти мастера, является самым скучным и вялым из созданного в XVI в. в Нидерландах5.
1 Мы уже видели, что нельзя быть вполне уверенным в том, что пейзажи, встречающиеся на картинах и гравюрах художников разбираемого круга, были бы всецело произведениями тех мастеров, которые могли поставить на них свои подписи. Известно, например, о существовании в Антверпене даровитого художника Корнелиса Моленара (известного под прозвищем "косой Нэль"), специальностью которого было написание пейзажей на картинах своих собратьев, посвящавших творчество более "возвышенному" роду. За работу одного дня Нэль получал таллер, за написание пейзажного фона или маленького ландшафта - семь стейверов. Ван Мандер утверждает, что многие художники пользовались его помощью, и, в частности, называет Гиллиса Коньета (1538-1599), одного из самых видных романистов, религиозные гравюры которого с пейзажными фонами очень близко подходят к гравюрам Boca. Выше было указано, что Флорис пользовался для пейзажей на своих картинах помощью Генри ван Клэве. Архитектура в некоторых картинах брюссельской группы того же времени, вероятно, при надлежит Паулю де Фрису.
2 "Поместите сюда эту, а туда ту из голов". "Ибо, - прибавляет Мандер, он всегда имел наготове целую массу этюдов, написанных на деревянных досках". Надо, впрочем, оговориться, что эта система существовала еще и в XV в. и продолжала существовать в XVII. Много значило при этом, что в своей основе темперамент Флориса был холодным, что он сам не знал вдохновенного пылания.
3 Antonis van Montfoort, известный под прозвищем "Blocklandt", родился в Монтфорте в 1532 г.; он был учеником одного незначительного живописца в Дельфте и Флориса в Антверпене. Работал мастер в Монтфорте, Дельфте и Утрехте. Италию посетил лишь в 1575 г. Умер в 1583 г.
4 Мы здесь употребляем это выражение в том же смысле, в котором пользовались им при характеристике Бронзино, Пеллегрино, Франко, Кампи, Федериго Цуккаро и им подобных. Академии в настоящем смысле слова были основаны в Нидерландах лишь в середине XVII века. Некоторые композиции Блокландта, например гравированное Ф. де Галле "Благовещение", до чрезвычайности напоминают грандиозную манеру Бронзино.
5 Octavio van Veen, живописец и поэт, родился в 1558 г. в Лейдене в одной из лучших семей (его отец был в 1565 г. бюргермейстером города). Учителями Вэна были Сванебург (отец учителя Рембрандта) и поэт-эстет Лампсониус. В Италию мастер отправился в 1576 г. и там пользовался наставлениями Ф. Цуккаро; в 1585 г. он находится в качестве пажа (?) при дворе князя-епископа люттихского Эрнста Баварского, курфюрста кельнского, затем переходит на службу к нидерландскому штатгальтеру эрцгерцогу Эрнсту и остается придворным художником штатгальтера эрцгерцога Альберта, женатого на инфанте Изабелле. Умер Вэн 6 мая 1629 г.
Воскресение (М. Врубель) | Распятие (Н. Ге) | Русалки (И.Н. Крамской) |