Общий обзор художников

Рыбная ловля (Давид Винкбоонс) Мы уже имели случай изучить творчество ряда Нидерландских художников XVI в., специализировавшихся на пейзаже. Но интересовали нас тогда лишь те мастера, в которых продолжали жить традиции средневекового искусства. За центральную фигуру мы приняли "последнего гениального готика" Питера Брейгеля и обращались затем к тем, кто так или иначе его предвещает или к нему подходит. Теперь нас должен интересовать вопрос: кто из художников обновил нидерландский пейзаж согласно новым художественным идеям, проникшим из Италии и явившимся двигателями ренессансной культуры?

Сначала, однако, укажем еще на тех художников, которых мы в предыдущих главах не коснулись и которые могли бы быть зачислены в одну категорию с Валькенборхом или Гасселем1. Здесь на первых местах стоят три мастера: мехельнский уроженец Ганс Боль и два художника, относящиеся к антверпенской школе: Гиллис Мостарт и Иорис Гуфнагель.

Первый и второй служат соединительными звеньями между "деревенской поэзией" Питера Брейгеля и всем тем посвященным деревне искусством, которое пышным цветом распустилось в творчестве нидерландцев XVII в. с братьями Остаде и Зильберехтсом во главе.

Рубка леса - ноябрь (Ганс Боль)Что же касается творчества великого путешественника Гуфнагеля, то оно явилось подготовительной стадией для творчества таких художников, как Ян Брейгель или Момпер, и всех тех голландцев и фламандцев, которые наблюдениям тихой родной природы предпочитали изучение "вселенной" и глаз которых жаждал широко раскинувшихся панорам и причудливых горных контуров.

Ганс Боль2 отличается от Валькенборха и Питера Брейгеля тем, что его искусство, оставаясь в той же сфере сюжетов, получило более интимный характер. И он не чуждается панорам и как раз любит щеголять кропотливой выпиской еле уловимых далей в своих прелестных миниатюрах3; однако более характерны для Боля изображения жизни на городских и деревенских улицах.

Особенно прелестны гравюры Колларта с его "Серии месяцев", передающие с удивительным чувством уюта то, что характерно для каждого времени года: маскарады и катанье на коньках, посадку деревьев и разведение цветов, сенокос и жатву, сбор винограда и рубку деревьев. Ганса Боля отличишь от родственных ему художников Валькенборха и Гриммера4 тем именно, что он более "уютен", нежели они, тем, что в его произведениях больше теплоты, больше того самого чувства, за которое мы так любим Гойена и Исаака ван Остаде.

Гиллис Мостарт, ученик "Босхиста" Мандейна и племянник знаменитого в свое время, а для нас все еще недостаточно выясненного голландца Яна Мостарта, подходит - в своих деревенских пейзажах - к Гансу Болю, а в картинах, на которых преобладает фигурный элемент (процессии или кермесы), - к Беклару, отчасти к Питеру Эртсену. Наконец, в некоторых своих фантастических пейзажах Гиллис предвещает Яна Брейгеля и Бриля5.


Раскрашенная гравюра из книги Civitates orbis terrarum (Б. Хогенберг)1 Родился в Гельмонте до 1510 г., умер в Брюсселе в 1565 г. Из его четырех известных нам пейзажей (1538, 1542, 1544 и 1548 гг.) особенно хорош последний в Венской галерее. Пейзажи Гасселя по типу сходны с панорамными пейзажами Патенира и Блеса, но они более воздушны, мелочно выписаны и отличаются буро-желтоватым тоном.
2 Hans Bol родился 16 декабря 1534 г. в достойной семье мехельнских граждан. Первые наставления в живописи он получил от незначительного художника и для пополнения своего образования отправился в Гейдельберг; больше всего, впрочем, он обязан самому себе. В 1560 г. Боль поселяется в Мехельне, но, потерпев разорение во время испанского разгрома 1572 г. он бежит в Антверпен, где принят в гильдию в 1574 г. (и граждане в 1575 г.). Здесь он создает, между прочим, книгу, полную изображений зверей, птиц и рыб (о чем надо вспомнить, обратившись к изучению искусства ученика Боля - Руланта Саверей). В 1584 г. Боль переселяется в Голландию - сначала в Дордрехт, затем в Дельфт, а около 1591 г. в Амстердам. Умер Боль 20 ноября 1593 г. в Амстердаме. С него гравировали: Галле, Заделер, Колларт, Гольциус, Кр. де Пасс, Питер в. д. Гейден, Николай де Бруин, Пером Кок.
3 Лучшие из этих миниатюр собраны в Берлине, в Копенгагене и в Праге. За миниатюры Боль, по уверению Мандера, принялся, чтобы избавиться от конкуренции художников, копировавших его масляные картины: мастер сознавал, что в тонкости исполнения миниатюр он неподражаем. Из масляных картин Боля заслуживают упоминания: большой и красивый в тоне панорамический пейзаж в Брюссельском музее и прелестная "Зима" в Берлинском музее. Была сделана попытка поставить в связь с последней картиной пейзаж, украшающий петербургское собрание гр. Голенищева-Кутузова.
4 Jacques Grimmer, или Grimer, родился в 1526 г., умер весной 1590 г.: ученик Габриэля Боувенса и Матиаса Кока. Ван Мандер отзывается о его пейзажах с большой похвалой. Картины мастера мы встречаем в антверпенской ратуше, в Венском музее, в пражском Рудольфинуме. Абель Гример (около 1570-до 1619 г.), сын и ученик Жака, был и превосходным архитектором.
5 Gillis Mostaert "Sinapius" родился около 1534 г. в Гульсте близ Антверпена; ученик Мандейна; в 1554 г. записался в антверпенскую гильдию, в 1564 г. женился на Маргарете Бэс, от которой он имел пять дочерей и пять сыновей (младший, также носивший имя Гиллис, был зачислен в гильдию в 1612 г.). Насколько видным было положение художника, можно судить по тому, что в 1589 г. Гиллису, вместе с Амбр. Франкеном и Рейкеном, поручается сделать художественную оценку картины Рафаэля Коксие. Умер Гиллис 28 декабря 1598 г. в Антверпене, не оставив своей семье никакого наследства. Ван Мандер и К. де Би рассказывают ряд анекдотов об остроумных и смехотворных проделках, рисующих веселый нрав художника. Из картин мастера назовем: "Ессе Homo" (в декорации антверпенской городской площади, 1561 г.), два пейзажа, из которых один с "Бегством в Египет" в Стокгольме (1573 г.), "Ярмарка" в собр. Ностиц в Праге (1579 г.), "Деревенский праздник" в Венском музее (1583 г.; "Праздник в Гобокене" в Бременском музее (1589 г.). Не следует ли Гиллису отдать и картину, считающуюся работой Gоеtkindta (1540 г.; 1561 г. мастер в Антверпене; умер в 1583 г.), в Антверпенском музее: "Антверпенская крепость"? Гравировали с него оба Заделера, Виркс, Ю. Гольциус.

Предыдущий раздел

Следующая глава


El Sueno de la razon produce monstruos (Гойя)

Мадонна со спящим младенцем (Школа Джованни Беллини)

Ноябрь (П. Брейгель-Старший)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Нидерландская живопись в эпоху ренессанса > Пейзажисты
Поиск на сайте   |  Карта сайта