Отец и сын Поурбусы

В творении Питера Поурбуса-Старшего особой звучностью отличается "Алтарь Анзельма Боэтия" в брюггской Notre Dame. Произведение это относится уже к последним годам жизни мастера, но тем более поражает в нем необычайная свежесть и "крепость" концепции, а также все то, что свидетельствует о внимательном отношении Поурбуса к последним достижениям живописи. Этот триптих не столько напоминает произведения итальянцев первой половины XVI в., сверстников брюггского мастера, сколько говорит об увлечении Поурбуса Паоло Веронезе и Дзелотти. Возможно, что он видел какие-либо картины этих мастеров в Брюгге, продолжавшем еще поддерживать коммерческие связи с Венецией, или же приходится допустить, что Поурбус сам побывал около этого времени на юге. Особенно хороша в этом ретабле средняя картина, изображающая поклонение пастырей. Необычайной изысканности сочетание холодных и металлических красок: светящегося "бэж" с серо-голубым, оливковых колеров с оранжевыми и с малиновыми. Прекрасна также пейзажная сторона, являющая смесь итальянских и фламандских элементов, - хижина, разрушенный портик и в фоне синевато-зеленая даль. Наконец, картина эта отличается и своим необычайно энергичным рисунком, выражающим непреклонную художественную волю ее создателя. Каждая форма точно вылита из металла, пройдена резцом и затем залита прозрачной краской.

Сына Питера Поурбуса Франс Флорис, у которого юноша завершил свое образование, в шутку называл своим учителем1. И, действительно, судя по монументальным ретаблям в Генте (S. Bavo), в Дюнкирхене (1577 г.) и в Турнэ (St. Martin), а также по целому ряду портретов (из которых два в Эрмитаже), это был превосходный знаток своего дела, связавший в одно целое то, что ему преподал отец, с тем, что он заимствовал у более "развязных" антверпенских мастеров. Гравюры с его рисунков дополняют наше представление о рано скончавшемся мастере. В них он является очень умелым композитором. Человеческой фигурой, полной и красивой по формам, он владеет в совершенстве, а сцены, разыгрываемые персонажами на первом плане, Поурбус с тактом дополняет архитектурой и ландшафтами. Приходится, однако, упрекнуть Франса в недостатке самобытности; он далек от холода схоластики, но ему, при всей его одаренности, не был знаком и тот творческий порыв, в котором выливаются истинно вдохновенные образы.


1 Frans (или Francois) Рourbus "Старший" родился в Брюгге в 1545 г.; ученик своего отца и Ф. Флориса; принят в антверпенскую гильдию в 1564 г.; умер в Антверпене в 1583 г.

Предыдущая глава

Следующий раздел


Арлекинада. 1906 г.

Азбука Бенуа: Э

Бегство в Египет (Джентилье де Фабиано, часть предэллы)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Нидерландская живопись в эпоху ренессанса > Академический ренессанс > Отец и сын Поурбусы
Поиск на сайте   |  Карта сайта