Венецианская ведута

Каприччио капитолия (Бернардо Белотто) Видовая живопись формально занимает среднее положение между чистым пейзажем и архитектурной живописью, но по существу, одних представителей ее легче причислить к "поэтам" природы или городов, других следовало бы зачислить в ряды "портретистов". Для Гварди, например, и венецианская улица была тем же, чем голландские дюны для Гойена или какие-нибудь романтические закоулки среди римских развалин для Пиранези. Для Беллотто, напротив того, и самая захолустная польская деревня была предметом методической съемки наравне с дворцом великолепного магната или с панорамными видами Вены и Дрездена.

Видовая живопись процветала к концу XVIII в. и в первой половине XIX в. почти во всей Италии; уже в то время Апеннинский полуостров стал местом съезда всех любопытных, "дилетантов" мира, и каждый иностранец со средствами желал увезти с собой на родину воспоминание о виденных красотах. Богаты ведутистами были Неаполь, Рим и Милан. Однако и в данной области все остальные центры затмила Венеция, давшая, кроме ряда образцовых ремесленников, и таких истинно великих художников, как Каналетто, Беллотто и Гварди.

Венецианская ведута ведет свое начало от XV века; в 1493 г. Джентиле Беллини извещал поверенного маркиза Франческо Гонзаго о том, что он обладает одним retratto de Venetia, исполненным еще его отцом Якопо. Сам Джентиле вместе с братом изобразили на исторических картинах (1474 г.) в Palazzo Ducale виды Венеции, о которых упоминает Сансовино, видевший эти картины до пожара 1577 г.; до нас дошли другие картины Джентиле, с точнейшими ведутами родного города (в Академии, происходящие из церкви S. Giovanni Evangelista), а также входившие в ту же серию картины его ближайших сотрудников - Мансуети, Ладзаро Бастиани и Карпаччио. Почти самостоятельной ведутой можно считать картину "Лев св. Марка" последнего, на которой символическое животное как бы "загораживает" прелестный вид на Пьяцетту и взморье. - В высшей степени интересны и фрески Превитали в Palazzo Suardi в Бергамо (на одной из них изображен классический вид S. Giorgio Maggiore на Дворец дожей). В 1500 г. Якопо де Барбари гравирует свой громадный перспективный план Венеции (оттиск в венецианском Musco Соrrеr).

Прибытие французского посольства в Венецию (Л. Карлеварис) Примеры изображения Венеции на картинах XVI века встречаются еще чаще, но, правда, зато не занимают столь же значительного места. Особенно интересны в этом отношении картины: "Венера" Себастиано дель Пиомбо (Уффици), "Дож Гримани перед Верой" Тициана (Palazzo Ducale), хоругвь "Св. Марк передает знамя Венеции" Бонифацио (Palazzo Reale), "Венецианка" Савольдо в лондонской National Gallery, исторические картины Тинторетто, Франческо Бассано и Веронезе в Palazzo Ducale. Даже академик Федериго Цуккаро не гнушается вместо "идеальной архитектуры" скопировать для своей картины в зале Maggiore Consiglio действительно сказочную и внушительную декорацию Пьяцетты с собором св. Марка на первом плане и с видом на лагуну в фоне1. Значительный топографический интерес представляют, наконец, картины художников, занимавшихся фиксированием текущих событий, а также ряд гравюрок в сочинениях, посвященных венецианским достопримечательностям. Так, Маломбра2 изображает торжественный въезд догарессы Морозины Морозини 4 мая 1597 г. (замок Chatsworth), a неизвестный мастер школы Тинторетго - "Прибытие догарессы Гримани" (галерея Гогенлоэ в Дуино), Андреа Вичентино - "Прием Генриха III", фламандец Toeput "Pozzo Serrato" - "Пожар Дворца дожей в 1577 году"3. Вероятно, фрагментом подобной же "хроникерской" картины является большая "чистая" ведута Леонардо Бассано в Прадо. Наиболее точные гравюры украшают книги: Vecellio "Habiti antichi е moderni" и Giac. Franco "Habiti dHuomeni et Donne". Полвека спустя, в 1649 г., под несомненным впечатлением Калло и Беллы появляются картины Giuseppe Ens4, хранящиеся в галерее Дория в Риме и представляющие сцены знаменитого венецианского карнавала. Правда, у этого художника внимание было обращено главным образом на занятные фигурки, разбросанные в изобилии по двум площадям города св. Марка, однако и "декорации" в этих композициях занимают несравненно более значительное место, нежели на предшествующих примерах.


1 Вид Венеции пририсован, кроме того, к сцене состязания Аполлона и Марсия в гравюре Санудо (1562 г.) с эрмитажной картины, считавшейся работой Корреджо.
2 Pietro Malombra род. в 1556 г., умер в 1618 г.; ученик Пальмы-младшего.
3 Увековеченным, кроме того, в гравюре Гуфнагелем и в картине Giovanni Solmsa, сохраняющейся в соборе Толентино.
4 Joseph Ens, Enz, Enzo, Ains, Heinz, Hensius (не сын ли известного художника при дворе Рудольфа II - Heinza?) род. в Аугсбурге; всю жизнь провел в Италии; возведен в кавалерское достоинство Урбаном VIII. Ланци упоминает "прекрасную картину" мастера в церкви Ognissanti в Венеции. Энс славился, главным образом, "химерами" во вкусе Босха и Чиньяни.

Предыдущий раздел

Следующая глава


Царевна-Лебедь (М.А. Врубель, 1900)

Демон (сидящий) (М.А. Врубель, 1890)

Стычка (Жак-Куртуа Бургиьон)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Итальянская живопись в XVII и XVIII веках > Видовая живопись
Поиск на сайте   |  Карта сайта