Участков без посредников каркасные дома Строительство.

Доменикино

Диана и Актаион (Франческо Альбани) Из всех болонцев наибольшие симпатии удалось сохранить Доменикино1, который и в наше время еще вызывает восторженные слова очень разнородных представителей исторической критики.

Однако Доменикино наименее умелый и самостоятельный художник данной группы. Он робко выбирает свои образцы и с трудом их сопоставляет.

Его живопись, "тугая" и осторожная, не обладает прельщающей виртуозностью Гвидо Рени или непосредственностью Альбани; краски его черноваты и при этом не отличаются той "романтикой мрака", которая свойственна Караваджо или Гверчино; типы Доменикино скорее тривиальны, а мимика и жесты действующих лиц иногда до смешного подчеркнуты.

А в позднейших работах - например, во фресках церкви S. Andrea dеlla Valle - он достигает наибольшей стройности композиции, но при этом каждая черта настолько носит отпечаток рассудочности, усилий памяти и воли, что и этот его шедевр оставляет зрителя холодным.

И несмотря на все это, действительно, нельзя отказать Доменикино в симпатии. В истории искусства попадаются несколько таких личностей, в которых усердие, желание во что бы то ни стало победить тугость дарования2, порывы к прекрасному - настолько сильны, что они почти возмещают яркий талант и блестящие достижения.

Причащение св. Иеронима (Доменикино)Доменикино - один из самых честных художников истории живописи, и, вероятно, именно этот "аромат честности" действует в его произведениях даже на таких людей, которым ничего не известно о лживости барочной культуры.

Все остальные "академики", будучи добросовестными мастерами, все же слишком заражены духом своего времени, благодаря этому прелесть их искусства находится в обратной пропорции к важности тех задач, которые ставили им сюжеты.

Чем благочестивее или чем мистичнее была тема, тем ярче выступала лживая основа духовной культуры художников, тем определеннее святость заменялась приторностью и театральщиной, а чувство - сентиментальничанием.

У Доменикино обе стороны находятся в несравненно большем соответствии.

Положим, он не знает горячего экстаза или подлинной умиленности, но, по крайней мере, он не лжет, он не ломается; он дает то, что чувствует, дает искренне, просто и с необычайной затратой старания.

Доменикино был бы идеальным художником реформации, если бы последняя нуждалась в искусстве, и, наоборот, почти ничто в нем не напоминает владычества хитрых соблазнителей-иезуитов.

В нескольких произведениях мастеру удалось вырваться на больший простор. Это особенно касается тех его картин, в которых значительную роль играет пейзаж и в которых Доменикино решается забыть о требованиях уравновешенной композиции.

В "Грехопадении" галереи Роспильози, в луврских "чистых" пейзажах (ныне в запасе) и в картине галереи Боргезе "Купание Дианы" Доменикино оказывается чутким поэтом, умеющим внимать таинственным словам, которые шепчет природа.

Он чувствует прелесть густолиственных деревьев, ясных рек и широко раскинувшегося неба.

Плафон собора Сан Андреа Делла Валле (Доменикино)В этих картинах, являющихся дальнейшим звеном в эволюции исторического пейзажа (имеющей своим началом фрески Караваджо и Полидоро и достигнувшей уже высокой степени совершенства в пейзажах Аннибале Караччи), мы яснее всего схватываем то, что прельщало в творчестве Доменикино Пуссена и что могло оказать решительное влияние на воспитание вкуса последнего.

Пейзаж Пуссена примыкает и к Альбани и к Доменикино, но с последним искусство строгого и вдумчивого нормандца имеет какое-то духовное родство.

Мы улавливаем, что обоим этим "пуристам" были свойственны одни и те же думы, что природа навевала им одни и те же мысли, в одинаковой степени освежала и облагораживала их.

В типичном для Доменикино "Бичевании св. Андрея" (S. Gregorio Magno в Риме) мы находим декорацию, в которой прямолинейность и граненость античной архитектуры (усиленные еще солнечным лучом, бросающим косую тень на стену храма) как бы содержат всю программу будущего классицизма, забегая на полтора века вперед.

И опять-таки нельзя не думать о Пуссене при взгляде на эту, если и скучную, то абсолютно честную и "соразмеренную" фреску. Красивые в своей строгой сдержанности архитектурные декорации встречаются и на других больших композициях Доменикино, выказавшего себя первоклассным архитектором в сооружении римской церкви S. Ignazio; особенно хороши дворик дворца в "Мучении св. Агнесы" и великолепный зал в парафразе Доменикино знаменитой картины Агостино Караччи "Причащение св. Иеронима".

В этом же произведении Доменикино, считавшемся прежде "второй картиной Рима" (первой считалось "Преображение" Рафаэля), вечерний пейзаж, видимый через арку в фоне композиции, сообщает ему ту убедительность, которой не хватает более тесной и условной декорации Агостино, свидетельствующей лишь о ревностном, но не талантливом усвоении искусства Паоло Веронезе.


1 Domenico Zampieri, прозванный "il Domenichino", родился 21 октября 1581 г. в Болонье; ученик Д. Кальверта и "Академии Караччи", в которой юноша обнаружил чрезвычайное усердие, обыкновенно работая в стороне от других учеников; по окончании учения Доменико вместе с Альбани совершил поездку по северу Италии со специальной целью изучить Корреджо; вскоре после отъезда Аннибале Караччи для исполнения фресок во дворце Фарнезе, Альбани, а вслед за ним и Доменикино покинули Болонью и поселились в "вечном городе", где оба художника были главными помощниками своего учителя; найдя в лице кардиналов Агуки, Боргезе, Фарнезе и Альдобрандини мощных покровителей, Доменикино быстро завоевал себе видное положение в художественном мире Рима и исполнил с большим успехом ряд ответственных заказов, из которых наиболее значительными представляются фрески в S. Gregorio, на вилле Альдобрандини во Фраскати, в Гротаферрате (1609 г.) и фрески в San Luigi dei Francesi (1616-1617). В 1617 г. мастер, опечаленный интригами своих товарищей, особенно Ланфранко, едет в Фано, затем возвращается в Болонью, где он создает один из своих шедевров - "Мадонну Розария", и женится (в 1619 г.), но уже в 1621 г. он снова принимает приглашение папы Григория XV, поселяется в Риме и исполняет здесь, между прочим, по заказу кардинала Монтальто роспись купола в S. Andrеa dеlla Valle (1623 г.). В 1630 г. Доменикино отправляется в Неаполь для росписи капеллы сокровищницы в соборе S. Gennaro; Д. умер в Неаполе 15 апреля 1641 г., и народная молва обвинила в его гибели Ланфранко и Рибейру, уже успевших своими происками удалить из Неаполя - Арпино, Джеси и Гвидо Рени и причинивших Доменикино длинный ряд тяжелых неприятностей, чрезвычайно дурно отозвавшихся на его мнительном, склонном к меланхолии характере.
2 И его товарищи звали "bove".

Предыдущий раздел

Следующая глава


Беседка в Павловске. 1902 г.

Петергоф. Большой каскад. 1901 г.

Петергофский дворец. Церковь. 1901 г.


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Итальянская живопись в XVII и XVIII веках > Художники из Академии Караччи
Поиск на сайте   |  Карта сайта