Развитие ведуты. Художники

Отъезд Бученторо от Дворца дождей (Антонио Канале) "Вполне пейзажистом" представляется в своих видах Венеции голландец Ванвителли, проживший большую часть времени в Риме, но успевший, остановившись по дороге в Венеции, приложить к ее изображению ту методу, которая у него на родине была найдена и разработана Яном ван дер Гейденом и Бергхейденом1. Две-три сохранившиеся венецианские картины Ванвителли уже исполнены "во вкусе Каналетто", хотя, вероятно, в год их издания последнего не было еще на свете. Перспектива, бывшая еще очень наивной у Энса, упорядочена Ванвителли, "кругозор" сужен почти до нормального утла зрения, освещение правдиво, а передача волнения и прозрачности воды удивительно совершенна для времени. Над дальнейшим оживлением найденной формулы стали работать художники следующих поколений, подготовивших почву для изумительной "магии" Гварди.

Первым из венецианцев, вполне специализировавшихся на ведуте (если не считать слабого гравера Domenico Lovisa), является Лука Карлеварис; за ним следует Мариески, далее - Антонио Канале и плеяда маленьких мастеров: Vincenzo Chilone, Costa, Rinaldi, Moretti, Quarana, F. Battaglioni, останавливаться на которых нам не имеет смысла. Наконец, последними в ряду являются: самый точный и совершенный копиист действительности - Бернардо Беллотто, изменивший своей родине и покинувший ее для северных стран, и самый вдохновенный из певцов Венеции - Франческо Гварди.

Из всех этих имен почетом у любителей и у торговцев пользуются лишь Канале и Гварди. Даже Беллотто считается чем-то не особенно завидным2. Однако именно этот нелепый предрассудок привел к тому, что любая венецианская ведута (и будь то "копия с Килоне"!) непременно крестится именем Гварди или Канале, да и образцово обставленные музеи помещают на почетных местах картины Мариески и Карлевариса, снабжая их этикетками двух знаменитых художников3. Пора бы положить конец этой несправедливости, пора бы изменить наше представление о лучших мастерах; с другой стороны, не следует забывать выдающихся заслуг остальных, если и не первоклассных, то все же хороших художников. Беллотто, впрочем, может быть зачислен и в первоклассные4.

Лука Карлеварис устанавливает окончательный тип венецианской ведуты, находит сами эффектные и красивые точки (ставшие со временем традиционными и даже "банальными") и пытается (иногда с удачей) воспроизводить специфический свет, нежность оттенков атмосферы, окутывающей набережные города5. Он же делает весьма значительный вклад в "школу проспективистов" публикацией своих великолепных офортов, лишенных, благодаря его своеобразному приему, прелести светотени, но все же мастерских и жизненных. Если большая картина из Тревизанско-го музея (ныне в галерее Querini Stampalia?), изображающая "Бассейн св. Марка", среди которого виден корабль дожа, "Бученторо", сопровождаемый другими судами, - действительно Карлевариса, то это доказывало бы, что художник обладал и совершенно исключительной для времени строгостью в отношении к делу и поразительно обостренным чувством жизни. Картина производит такое впечатление, точно она написана не в 1720 гг., а в 1820 гг., не венецианцем, современником Тиеполо, а одним из первых, несколько робких, но фанатично-добросовестных реалистов французской или английской школы.


1 Gasparo Vanvitelli "G. degli Occhiali", или "Pictoors", на самом деле - Kasper van Wittel, родился в 1647 г. в Утрехте; ученик M. Withoosa; молодым человеком попал в Италию, где он и остался на всю жизнь; одно время жил в Неаполе, позже в Риме; умер мастер в 1736 г. Произведетния Ванвителли имеются в римских собраниях Дория, Колонна, в галерее Корсики и др.
2 Как, например, характерно, что из громадной серии восхитительных картин последнего в Гатчине - ни единая не удостоилась попасть в Эрмитаж, где Беллотто вообще отсутствует! Их даже не пожелали поместить на выставке "Старых Годов" в 1908 г.
3 Подобное мы можем наблюдать в Эрмитаже, где под именем Канале висит великолепная картина Мариески "Риальто". Ее "дружка" красуется под именем Беллотто в Румянцевском музее.
4 Заметим, что уже в XVIII веке, вскоре после смерти Каналетто, Венецианской Академии не раз приходилось делать экспертизы настоящим и мнимым картинам Канале. - О том же, до какой степени копии того времени могут быть совершенными, говорят работы нашего Феодора Алексеева, воспроизводящие пейзажи обоих Каналетто; лишь подписи русского мастера позволяют не видеть в них оригиналов (Академия Художеств и Румянцевский музей).
5 Luca Carlevaris, прозванный "Luca de Cazanobio", которого Zanetti называет "professore di matematiche e valente pittore di architettura", родился около 1666 г., умер в 1730 г. Свое прозвище К. получил благодаря покровительству аристократического дома Дзенобио. Картины мастера имеются в музеях Берлина, Дрездена, в римских галереях Corsini и San Giorgio (в последней "Руины" во вкусе Марко Риччи), в галерее Mauri в Ае (Aja), в галерее Корсики во Флоренции; стенные фрески, приписываемые Карлеварису, украшают дворец Stra под Падуей.

Предыдущая глава

Следующая глава


Городские ворота (И. Брейгель-Старший, 1561 г.)

Зима (И. Брейгель-Старший)

Осень (И. Брейгель-Старший)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Итальянская живопись в XVII и XVIII веках > Видовая живопись > Развитие ведуты. Художники
Поиск на сайте   |  Карта сайта