Мастер сказочной реальности

Пир Клеопатры (Джованни Баттиста Тиеполо) Последним подлинным гением итальянской живописи является Джованни Баттиста Тиеполо - в одинаковой мере и наследник искусства Веронезе, и образцовый представитель колоссальной "академической" науки1. В истории барокко Тиеполо такой же предел, как Рафаэль или Тициан в ренессансе. Он соединил в себе все преимущества искусства своего времени, все его знания и при этом в своем творчестве ни на минуту не переставал быть радостным и свободным, точно и не ведал усилий и мучительной школьной связанности. Это был поистине "олимпиец", хотя мы и представляем себе мастера не иначе, как в атласном шлафоре и с париком на голове.

В сущности, мы ничего документально не знаем о Тиеполо; биографические сведения ограничиваются лишь несколькими датами и двумя-тремя анекдотами, не проливающими настоящего света на личность мастера2.

Мы даже не имеем возможности строго разделить творчество Тиеполо на периоды, ибо датированные его произведения начинаются лишь с 1737 г., когда ему было уже сорок один год. Мы только предполагаем, что картины, написанные более густой техникой и лишенные ясной и светлой гаммы, принадлежат к раннему времени; что к тому же периоду относятся и фигуры на картинах Канале и на гравюрах Марко Риччи, ведь едва ли в последующие времена заваленный монументальными работами мастер нашел бы досуг, чтобы заняться таким второстепенным творчеством.

Однако, несмотря на все эти пробелы в наших знаниях, мы имеем полное представление о самой сущности Тиеполо как художника, поэта и мыслителя, именно потому что все его творения носят отпечаток одной воли, одного настроения, одного вкуса.

Эта смесь реализма с невероятным и сказочным, повторяем, является основной чертой Тиеполо, его отличительным признаком.

Оттенок же цинизма, также присущий его искусству, есть уже как бы результат этой системы вечно ясного и полного дневного освещения, при котором неминуемо исчезает всякое "благородство" миража и слишком ощущается уже ничем не прикрытый обман.

Триумф Венеции (Джованни Баттиста Тиеполо)В то же время эта черта Тиеполо открывает всю душу его времени (времени Казановы и Людовика XV), всю его ненасытную, но слишком опустошенную и усталую, не знающую иллюзий чувственность. Даже оперные боги Луки Джордано кажутся, рядом с голыми куртизанками и статистами Тиеполо, возвышенными и здоровыми существами.

Отчасти то же, что мы говорим о реализме света у Тиеполо, можно сказать и о всех других приемах его живописи. Как фигуры его явно обнаруживают воспоминания мастера о красивых куртизанках, о податливых моделях, так и деревья у него зачастую уже не условные массы, обрамляющие главное действие и сообщающие всему красивую орнаментальную устойчивость, это и не эффектные романтические кулисы, встречающиеся у Розы, Маньяско и Марко Риччи, но непосредственные куски натуры, не то предвещающие пейзажистов XIX в., не то даже напоминающие голландцев XVII в.3

Что же касается архитектур Тиеполо, то порой они, в своей абсолютной иллюзорности, доходят даже до чего-то безвкусного4. На фотографиях с фресок Тиеполо, в которых отсутствует возможность проверить на ощупь, практически невозможно сказать, что написано, а что на самом деле выпукло5.


Колонна (Дж.Б. Тиеполо и Джироламо)1 Giovanm Battista Tiepolo, сын зажиточного моряка-коммерсанта (скончавшегося спустя год после рождения сына), родился в Венеции и крещен в церкви S. Pietro in Castello 6 апреля 1696 г. Принадлежность его фамилии к знаменитому патрицианскому роду Тиеполо отрицается. Первым учителем Дж. Б. был Грегорио Ладзарини, вторым - считается Маркантон Франческини, третьим - Пиацетта. Нужно думать, что самостоятельная деятельность мастера началась с 1720 г., однако до 1737 г. у нас нет точных сведений о его творчестве. К первому периоду относится его дружба и сотрудничество с Канале, результатом чего явились большие пейзажи первого с фигурами Тиеполо (в собрании князя Джованелли в Венеции, М.Н. Бенуа и Е.Ц. Кавос в Петербурге). Можно предполагать, что в начале же карьеры мастером совершено и путешествие по главным центрам Италии. К 1737 г. относится роспись виллы Вальмарана, близ Виченцы, уже в сотрудничестве с сыном Доменико (Т. женился в 1721 г. на Цецилии Гварди, от которой он имел девять детей) и с превосходным феррарским перспективистом Джироламо Менгоцци-Колонна (1688-после 1766); с 1737 по 1739 г. (и в 1747 г.) Т. занят исполнением заказа для церкви "dei Gesuati" (плафон "Раздача св. Домеником четок"); в 1743 г. им исполнена прекрасная роспись церкви и зала "скуолы" del Carmine; в 1740 - плафон "Триумф Геркулеса" в Palazzo Canossa в Вероне и тогда же восхитительный плафон "Триумф Аполлона" в Palazzo Clerici в Милане; к 1743-1744 гг. относится один из главных шедевров мастера - плафон "Перенесение Святого дома в Лоретто" в церкви "dei Scalzi" в Венеции; около этого же времени расписан им, в сотрудничестве с сыновьями и с тем же перспективистом Колонной, парадный зал дворца Labia; к 1745 г. относятся работы в "Капелле Коллеоне" в Бергамо, и возможно, что в этом же году он совершает вторичное путешествие в Милан и в Удине. В 1750 г. Тиеполо переселяется, по приглашению епископа Филиппа фон Грей-фенклау, со всей семье в Вюрцбург, и здесь в продолжение трех лет им исполнены фрески в "Зал императора" и плафон парадной лестницы "Резиденции", а также написана для придворной капеллы алтарная картина. По возвращении в Венецию Тиеполо в 1756 г. назначается на два года директором только что основанной Академии; в это же время им исполнено еще одно из "чудес живописи": плафон "Триумф веры" в церкви "della Pieta" на Riva dei Schiavone. B 1760 г. мастер получает подарок от Людовика XV. В 1762 г. он переселяется с обоими сыновьями в Мадрид, где ими исполнен плафон в тронной зале королевского дворца. Скончался Тиеполо в Мадриде 27 марта 1770 г. и похоронен в S. Martine. Вероятно, в Испании же скончался и Лоренцо Тиеполо, известный нам в качестве первоклассного гравера крепкой водкой.
2 Среди этих анекдотов едва ли не наиболее ценный тот, в котором рассказывается о страсти Цецилии Гварди-Тиеполо к игре - страсти, нанесшей сильный урон крупному состоянию мужа. К сожалению, однако, и этот анекдот основан лишь на устном предании.
3 Например, аллея ветел в одной из фресок виллы Вальмарана.
4 Невозможно сейчас решить вопрос, где в коллективных работах Тиеполо с перспективистом Менгоцци Колонной кончается Тиеполо и начинается Колонна, настолько результат работы представляется слитным и цельным. Но, во всяком случае, "ответственность" за все падает на Тиеполо, вне всякого сомнения, руководившего работой, дававшего его направление, требовавшего от своего сотрудника этой полной иллюзорности.
5 Например, фрески, иллюстрирующие Гомера на вилле Вальмарана, или роспись зала в Palazzo Labia в Венеции.

Предыдущий раздел

Следующая глава


Уличная танцовщица. 1917 г.

Крещение Господне (Фрагмент, Парис Бордоне)

Мадонна Якоба Мейера (Ганс Гольбейн-Младший)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Итальянская живопись в XVII и XVIII веках > Джованни Баттиста Тиеполо
Поиск на сайте   |  Карта сайта