Украшение Эскориала

Филипп II нашел для создания Эскориала двух гениальных архитекторов и двух гениальных скульпторов, — и на этом он мог бы успокоиться, ибо такое сооружение, как Эскориал, только и должно состоять из камня и металла, тогда как всякие прельщения краски в нем кажутся почти неуместными. Тем не менее — до создания музея Прадо в Мадриде — именно в Эскориале были собраны самые изумительные сокровища коллекций Карла V и Филиппа. Нужно только заметить, что эти картины лучших итальянских мастеров (и среди них дивные создания Тициана и Тинторетто) украшали, главным образом, дворцовые апартаменты замка-монастыря, частью интимные комнаты короля, библиотеку и сакристии, тогда как самая церковь и все бесчисленные галереи и ходы, в которых текла жизнь монахов, придворных и воинов, получили иное, более согласное с архитектурой и подчиненное ей убранство. Филипп II обратился было за помощью к двум роскошнейшим художникам своего времени — к Веронезе и к Греко, но первый, поняв, что такая задача не его дело, отклонил лестное предложение могущественнейшего из государей, а второй, доставив в Эскориал свое «Мучение св. Маврикия», потерпел горькую неудачу. Фанатик Филипп II не принял произведение фанатика Греко. Его испугало то, что в пламенном творчестве греко-венецианца выдавало слишком вольный характер, чрезмерно свободное обращение с Божественным. Для того чтобы угодить королю и архитекторам, допустившим ad majorem Dei gloriam строгое убранство и в монастырской половине Эскориала, надлежало, при образцовом мастерстве, быть вполне подчиненным требованиям школьной дисциплины, не отличаться яркой индивидуальностью, не говорить своих слов, исполнять все веления руководителей постройки и во всем «уходить на второй план», стушевываться.

Главные роли среди итальянцев, призванных для украшения Эскориала, принадлежат знакомым уже нам генуэзцам Луке Камбиазо и его помощнику Тавароне, ломбарде-болонцу Пеллегрино Тибальди и урбинцу Федериго Цуккаро. Однако эти вожди не были в состоянии ужиться с суровыми условиями испанской жизни, и никто из них не прожил более четырех лет при дворе Филиппа (в частности, и Федериго Цуккаро показался королю настолько неуместным, что часть его работ он повелел уничтожить). Лишь менее даровитым мастерам удалось акклиматизироваться в Испании и даже заразиться некоторыми особенностями местного искусства. К ним принадлежат оба Кардуччи1 и все три Риси2. В то же время успел заручиться особенным расположением Филиппа II и один коренной испанец — глухонемой Назаррете «el Mudo», в совершенстве (по тогдашним понятиям) подражавший Тициану3.


1 Старший из братьев Carducci, Bartolomeo, родился в 1560 г. во Флоренции; ученик Федериго Цуккаро, за которым он и последовал в 1585 г. в Испанию; умер Бартоломео в 1608 г. Шедевром мастера считается «Снятие со Креста» в мадридской церкви San Felipe Real; ему же принадлежит значительная часть декоровки зала библиотеки в Эскориале. Младший брат Кардуччи — Винченцо (испанизированный в Vicente Carducho») — родился в 1568 г. во Флоренции; прибыв еще совершенно юным в Испанию, он вполне приобщился к испанской культуре. Приняв на себя после смерти брата окончание декоровки Прадо, он, взамен событий из царствования Карла V, изобразил деяния Ахиллеса; в 1626 г. он берется написать пятьдесят четыре большие картины для картухи в Пауларе (ныне часть в мадридском Национальном музее); кроме того, им написаны образа для мадридских монастырей «La Encarnacion» и «Del Rosario», а также ряд картин с сюжетами из современной истории для дворца БуенРетиро. Умер В. Кардучо в Мадриде в 1638 г. Большой популярностыо пользовалось теоретическое сочинение мастера: «Dialogos de la Pintura», опередившее несколькими годами труд Пачеко. Идеи Кардучо принадлежат к крайностям академизма; он видит в картинах Тициана лишь прекрасные эскизы и рекомендует изучение Микеланджело, причем возводит в принцип «исправление натуры». Кроме упомянутых произведений, до нас дошли несколько картин Висенте Кардучо в Прадо и образ «Экстаз св. Антония» в Эрмитаже 1631 г. (из церкви San Gil в Мадриде). Близко к Кардучо стоит младший Кахес (Caxes, Caxesi или Caxete) — Eugenio (15771642), сын уроженца Ареццо Патрисио Кахеса, прибывшего в Испанию при Филиппе II. Кисти Еугенио принадлежит сухая, но интересная по своему относительному реализму картина Прадо: «Высадка англичан в Кадисе 1625 г.», служившая, как и три более блестящие картины Кардучо (в том же музее), украшением «Салона королей» в Буен-Ретиро.
2 О братьях Rizi, сыновьях болонца Antonio R., прибывшего вместе с Цуккаро, мы говорим подробнее ниже. Значительная роль в художественных работах для двора Филиппа II и Филиппа III принадлежит, кроме того, флорентийцу, ученику Сальвиати — Romolo Cincinnati (род. в 1502 г.; в Испании с 1567 г.; умер в 1600 г.).
3 Juan Fernandez Navarrete из Logrono (род. около 1526 г.) прозван за свою немоту «el Mudo» и за свое (мнимое) сходство с Тицианом — «el Tiziano espanol». На самом деле, как и Варгас, Наваррете имеет гораздо больше общего с такими представителями академизма в Венеции, как Франко и Порта, нежели с «царем венецианской живописи». Призван художник на службу ко двору в 1561 г.; в 1568 г. он назначен камерным живописцем; одно время Наваррете живет и работает в Логроньо; с 1571 г. он снова в Эскориале в качестве живописца и реставратора картин; в 1576 г. он пишет боковые алтари для церкви монастыря, но припадки болезни не позволяют ему выполнить всего заказа; для восстановления здоровья мастер переселяется в Сеговию и оттуда в Толедо, где он и умирает 28 марта 1579 г. Сведения о двадцатилетнем пребывании Наваррете в Италии, главным образом в качестве ученика Тициана, считаются в. настоящее время сомнительными; живопись же Тициана Наваррете мог изучить и не покидая Мадрида, где Карлом V и Филиппом II были собраны лучшие картины великого венецианца. В Эскориале сохраняются следующие работы Наваррете: 8 образов апостолов и евангелистов, «Рождество Христово», «Мучение св. Якова», «Христос у колонны», «Святое Семейство» и «Авраам с тремя ангелами». В Прадо Наваррете представлен небольшим «Крещением Господним» (подарок художника королю) и образами «Св. Павел» и «Св. Петр». В Эрмитаже едва ли с основанием художнику приписывают этюд мужской головы (Бахуса?).

Предыдущая глава

Следующий раздел


Парад при Павле I. 1907 г.

Виконт Ренэ де Божанси в образе Ринальдо. 1907 г.

Парад при Павле I. 1907 г.


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Испанская живопись с XVI по XVII век > Испанский Ренессанс > Украшение Эскориала
Поиск на сайте   |  Карта сайта