Франсиско Сурбаран

Св. Гуго в трапезной (Сурбаран) Из всех испанских живописцев «самым испанским» представляется Франсиско Сурбаран1. Характерно, что именно его историк называет — с полным основанием — «испанским Караваджо»!

Что уже сказалось в Ианьесе, в Греко и в Руеласе, к чему стремились Майно и Эррера, то самое в Сурбаране достигает полного и самого убедительного выявления.

От Риберы искусство Сурбарана отличается, с одной стороны, тем, что в основу своего натурализма этот «живописец монахов» не ставит нагого тела2, с другой стороны — тем, что все у него получает еще более «материальный» характер. Курбе и Сезанн, два великих «поклонника материи», вещественности, корпусности, должны были взирать на Сурбарана, как на идеал, и многому научились на его картинах — особенно первый, заставший еще в Париже богатейшую коллекцию испанских картин, собранных королем Людовиком-Филиппом и впоследствии распроданных3.

Но Сурбаран превосходит и того и другого мастера XIX в. тем, что его «материализм» не представляет собою чего-то косного. При гениально точной передаче видимости и при особенной склонности изображать все самое убогое, обыденное, каждая картина Сурбарана есть, во-первых, возносящаяся к небу молитва; она открывает чуждое светской суеты влечение художника к миру души.


Богородица с покрывалом (Сурбаран)1 Francisco de Zurbaran (по-русски Сурбаран, Зурбаран или Цурбаран) был родом из деревни Fuente de Cantos в Эстремадуре; он крещен 7 ноября 1598 г.; согласно Паломино, его первым учителем был один неизвестный ученик Моралеса; затем в 1614 г. в Севилье Сурбаран поступает на три года к совершенно нам неизвестному Pedro Diaz de Villanuova; первой сохранившейся работой мастера является «Concepcion» в собрании доньи Долорес Муни-Сеперо в Севилье, помеченной еще годом, относящимся к ученическому периоду (1616); в 1625 г. Сурбаран исполняет большой, выдающий влияние Риберы и Эрреры, «Алтарь св. Петра» для собора; около этого же времени он покидает Севилью и работает в Льерене, откуда его призывает монастырь «de la Merced» для исполнения серии портретов монахов и картин из жизни св. Педро Ноласко (ныне в Прадо и в кондатурии Севильского собора). Успех этих работ приводит к тому, что Сурбарана назначают городским живописцем, что возбуждает зависть Алонсо Кано, вставшего во главе направленной против Сурбарана интриги; Кано даже добивается того, что от мастера потребовали испытания живописной корпорацией, но чем кончилась эта распря — неизвестно. В 1629 г. Сурбаран работает вместе с Эррерой над «циклом св. Бонавентуры» (ныне в Берлине, Дрездене, Лувре и в Генуе); к 1630 г. относятся обе картины Академии Сан-Фернандо: «Блаженный Алонсо Родригес» и «Нерукотворный образ»; к 1632 г. относится один из шедевров мастера — «Торжество св. Фомы Аквинского» (ныне в Севильском музее); около 1633 г. и позже Сурбаран занят картинами для картухи S. Maria de las Cuevas, близ Севильи (ныне в том же музее), и тогда же он работает для церкви S. Julian и для коллегии кармелитов S. Alberto; в 1636 г. исполнен им грандиозный эрмитажный образ «Св. Лаврентий»; в 1638 г. он занят работами для картухи в Хересе (ныне в музеях Кадиса и Гренобля); около этого же времени С. награжден почетным званием королевского живописца, которое, вероятно, он получил за исполнение (с 1631 по 1637 гг., а не позже, как это обыкновенно считается) цикла картин для Salon de las Reynas в БуенРетиро («Деяния Геркулеса» — ныне в Прадо); с 1638 по 1639 гг. Сурбаран работает для монастыря иеронимитов в Гвадалупе (эти шедевры мастера — среди них «Глорификация св. Иеронима» — до сих пор на своих местах); 28 мая 1639 г. он хоронит свою первую жену в Севилье; позже С. женится на Leonor de Tordera, от которой имел дочь Франсиску, родившуюся в 1645 г.; 23 декабря 1658 г. мы застаем Сурбарана живущим уже седьмой месяц в Мадриде, куда он был призван в качестве одного из свидетелей по делу о даровании Веласкесу ордена Сантьяго. Последние из известных нам работ мастера относятся к 1661 г. (в Будапеште и в церкви S. Juan Bautista в Jadraque) и выдают влияние Мурильо. Год смерти великого мастера нам неизвестен; но еще в феврале 1664 г. он был жив и явился экспертом по оценке одной картины в Мадриде. Паломино восхваляет натюрморты С, однако таковых не дошло до нас. Кроме перечисленных работ мастера, назовем еще образа: св. Доминика, св. Григория, св. Иеронима, св. Луиса Бельтрана и блаженного Энрике Сузон в Севильском музее, парный к эрмитажному «Св. Лаврентию» образ св. Антония-аббата в собрании маркиза де КасаТоррес в Мадриде (оба из церкви мерсенариев), св. Игнасия Лойолы у маркиза де Вега-Инклан в Мадриде; портреты «Юного гранда» (близкий к Веласкесу) в Берлине и «Ученого» в Бостонском музее; относящиеся к началу 1630х гг. картины, происходящие из Севильской картухи («Мадонна с покрывалом», «Св. Гуго у монахов» и «Св. Бруно перед папой» — все три в Севильском музее); интереснейшую серию образов женских святых в севильском госпитале «de la Sangre» (подобные же картины в Лувре, в Шартрском, в Страсбургском, в Генуэзском и в других музеях), образ св. Катерины Сиенской в собрании инфанты доньи Изабеллы де Бурбон в Мадриде и, наконец, «Взятие на небо св. Франциска» в Bowes Museum в Banard Castle. Близко к мастеру (и к Рибере) стоят его ученики братья Miguel (умер в 1692 г.) и Francisco Polanco, которым принадлежит значительнейшая часть работы в ретабле церкви S. Esteban. См. Jose Cascales у Munoz «F. de Zurbaran, su epoca, su vida e sus obras», Madrid, 1911, и его же статья в «La Espana Moderna», XVII, 198; главу «F. de Zurbaran» в книге A. L. Mayer «Die Sevillaner Malerschule»; C. Justi «Z. und sein Ende» в «Zeitschrift f. В. К.», 1912, 2; P. Lefort «Z» в «Gazette des Beaux Arts», 1892; A. Sanchez «Nuevos datos para la biografia de Zurbaran» в «La Lectura», 1905, VI; сборник воспроизведений в серии «Los Grandes Maestros de la Pintura in Espana», Madrid, № 4.
2 Исключение в этом смысле составляют картины Сурбарана «Христос после бичевания» в Хадраке, несколько «Распятий», «Св. Иоанн Креститель» в Кадисе, «Бичевание св. Иеронима» в монастыре Гвадалупе, «Видение св. Педро Ноласко» в Прадо, а также серия «Подвигов Геркулеса», исполненная им для двора, вероятно, по заказу Веласкеса (ныне в Прадо). Всего значительнее для затронутого вопроса были бы последние картины, однако нельзя быть вполне уверенным в том, что они действительно принадлежат ему (и, во всяком случае, писаны они, в значительной степени, его помощниками.
3 Бесподобным собранием испанской живописи была частная коллекция короля Людовика-Филиппа, выставленная для публики в Лувре до событий 1848 г. и в 1853 г. распроданная в Лондоне. В этой коллекции значились произведения Варгаса, Моралеса, Вильегаса Мармолехо, Санчеса Коэльо, Хуана де Хуанеса, Наваррете, Сеспедеса, четыре картины Греко («Портрет дочери», «Автопортрет», «Портрет Помпео Леони» и «Страшный суд»), восемь картин Орренте, две картины Рибальты. две картины и портрет Руеласа, одна картина Кахеса, четыре картины и один портрет Кардуччи, одна картина Агустина дель Кастильо, двенадцать — Хуана дель Кастильо, четыре — Антонио дель Кастильо, тринадцать картин Эрреры-старшего и две «младшего», две картины и один портрет Пачеко, шесть картин Тристана, одна — Эстебана Марча, четыре — Риберы, две — Франсиско Риси, семь — Сурбарана, две Переды, одна — X. Леонардо, одна — Кольянтеса, две — Ириарте; шесть картин и один портрет Кано, две картины Парехи, две — Мойи, четыре картины (среди них большая «Сантьяго в битве с маврами») и три портрета Карреньо, шесть картин и два портрета Мурильо, несколько картин Кл. Коэльо, одна — Менезеса Осорио, одна — Боканегры; пять картин Сересо, две — Франсиско Антолинеса, две — Паломино, десять — Вальдеса Леаля; одна картина и четыре портрета (среди них герцогини Альба и Карла III) Гойи. Большинство этих картин разошлись после аукциона в Лондоне в 1853 г. по разным частным английским собраниям, однако за время, в течение которого эти картины стояли в Лувре, они успели в значительной степени перевоспитать живописный вкус французов.

Предыдущий раздел

Следующая глава


Сожжение останков Иоанна Крестителя (Гертхен Сант-Янс)

Юноша Давид-псалмопевец среди стада

Торжество св. Игнатия Лойолы (Падре Андреа Поццо)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Испанская живопись с XVI по XVII век > Франсиско Сурбаран
Поиск на сайте   |  Карта сайта