Луис Моралес

Снятие со Креста (Педро Кампанья) Обсуждение творчества Педро Кампаньи привело нас к середине XVI в. В это время гостит в Испании и другой первоклассный нидерландский живописец — Антонио Моро (о нем мы будем говорить в нашей книге о портрете), благодаря влиянию которого возникает группа превосходных испанских придворных портретистов с Санчесом Коэльо и Пантохой во главе. К середине же века относится и расцвет деятельности одного из самых характерных испанских религиозных живописцев — Луиса Моралеса1.

В Италии «божественным» называют Рафаэля, в Испании того же прозвища «el Divino» удостоился ограниченный фанатик, неустанно повторявший одни и те же иконы «Страдающего Христа», «Страдающей Богоматери», — и в этом противопоставлении, по справедливому замечанию Мутера, как-то сразу видишь глубокую пропасть, отделяющую дух Испании от духа Италии эпохи Ренессанса.

Но было бы ошибкой считать, что искусство церковника Моралеса есть отрицание классических канонов и что в зависимости от этого следует во всей испанской живописи видеть какое-то отрицание античных идеалов. Не говоря уже о чисто внешних (очень определенных) признаках принадлежности Моралеса к плеяде последователей флорентийцев XVI в., мы на его примере должны вспомнить, что борьба со средневековьем, с «готикой» (в чем является главный смысл искусства Ренессанса) вовсе не означала непременно возвращения к той языческой радостности, которая нам представляется самой сутью миросозерцания эллинов и о которой вещали многие итальянские художники.

Самые мужественные и сильные умы эпохи Возрождения искали в древности иного — образцы чего они видели в железной мощи римлян, в выдержанной строгости византийцев и в чистоте первых христиан.

И Лютер и Лойола мечтали повернуть историю к каким-то ее источникам, обновиться в свежести и строгости «апостольского времени» — без всякой при этом мысли о сладостном упоении жизнью, о культе жизнерадостных божеств. Вообще вопрос, в чем больше духа античного Рима, еще не решен: в суровой ли контрреформации, в «иезуитизме» или в радостном песнопении Рафаэля и его школы.


1 Luis de Morales родился в первых годах XVI в. в Бадахосе; согласно Паломино, он был учеником Педро Кампаньи и завершил образование в Вальядолиде или в Толедо. Умер в родном городе в 1586 г. Старинные историки рассказывают о чрезвычайном тщеславии Моралеса, повредившем ему при дворе Филиппа И; позже король проездом через Бадахос (в 1581 г.) ассигновал нуждающемуся и ослепшему художнику пенсию в 300 дукатов. Две характерные картины мастера находятся в Эрмитаже, одна — «Pieta» — в собрании Е. И. В. принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской; другие произведения — в мадридской коллекции Pablo Bosch, в Прадо, в соборе Севильи, в музее Толедо, в церкви «Зачатия» в Бадахосе («Мадонна», 1546 г.), в Дрезденской и Дублинской галереях.

Предыдущая глава

Следующая глава


Азбука Бенуа: Баба-Яга

Азбука Бенуа: Конец

Распятие (Лука Синьорелли)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Испанская живопись с XVI по XVII век > Испанский Ренессанс > Луис Моралес
Поиск на сайте   |  Карта сайта