Педро Кампанья

Среди многочисленных нидерландцев, работавших в Испании, наибольшего внимания заслуживает Петер де Кемпенэр, более известный под своим испанизированным именем «Педро Кампанья»1. Этот мощный и страстный реалист успел до своего прибытия в Андалузию посетить Болонью и Рим, но, вероятно, своему пребыванию в Испании он обязан тем, что в нем мы не находим и следа схоластичней робости, что он весь отдался своему темпераменту, стремительности и страсти. В своем знаменитом «Снятии со Креста» (ныне в соборе Севильи) Педро так самостоятельно и свободно пользуется реминисценциями того, что он видел в Италии, что и в голову не может прийти упрекнуть художника в подражательности2. Совершенно гениально задумана группа святых жен, столпившихся вокруг оцепеневшей в каком-то мучительном экстазе Богоматери, следящей за тем, как ученики Ее Сына спускают бездыханное, но еще напоминающее жизнь Тело Христа. Такое фортиссимо способно было не только в дни Кемпенэра производить впечатление, не имеющее себе равных, но и сто лет спустя, в самый разгар барокко, оно властно захватывало душу. Так, рассказывают, что Мурильо имел обыкновение молиться перед этой картиной, и однажды он настолько углубился в ее созерцание, что сакристан, обходивший церковь перед ее закрытием, насилу «разбудил его». На вопрос, что он один делает в опустевшей церкви, художник, не сводя глаз с образа, ответил: «Я жду, пока эти святые мужи не кончат свое дело и не опустят моего Господа на землю»


1 Peter de Kempeneer, в испанской передаче Pedro de Campana, родился в 1503 г. в Брюсселе (согласно Пачеко — в 1490 г.); неизвестно, чьим он был учеником; в 1529 г. он в Болонье и в следующем году принимает участие в приготовлениях к "Триумфу» Карла V; в это время ему покровительствовал кардинал Гримани; затем он переселяется в Рим; в Севилье мы застаем мастера с 1537 г. уже работающим для собора (створки органа); Кампанья жил и в Кордове; в 1547—1548 г. он создает свой шедевр «Снятие со Креста» (ныне в соборе); в 1551 г. работает для монастыря «de las Duenas»; в 1553 и в 1554 гг. он изготовляет рисунки статуй для Capilla de los Reyes в соборе; в 1555 г., с помощью Antonio de Alfian, Педро пишет «Retablo del Mariscal» для собора (среди прочих картин — прославленное, совершенно итальянизированное «Обрезание Господне»); в 1556 г. мастер выдает замуж свою дочь (по этому случаю была составлена дошедшая до нас опись богатого приданого); в 1560 г. он работает над «Monumento» для религиозных церемоний Страстной недели; последней работой Педро в Севилье был ретабль для Sant Anna de Triana (1561—1562 г.). Преследуемый интригами местных художников (Пачеко говорит о «море врагов"), Педро решается в 1562 г. переселиться обратно на родину; в 1563 г. мы уже застаем его в Брюсселе в качестве директора шпалерной мануфактуры; в то же время он состоял главным инженером при герцоге Альба; из Брюсселя Педро еще посылал картины в Севилью; умер мастер на вершине славы в 1580 г. Кроме названных произведений Кампаньи, до нас дошли: подписной образ «Св. Георгий» и «Распятие» в S. Juan de la Palma, большой подписной образ «Отшельники Павел и Антоний» в S. Isidore, подписной образ в Capilla Sacramental в Santa Catalina, подписной ретабль в S. Pedro, превосходное «Снятие со Креста» в музее Монпелье (происходит из севильской церкви S. Maria de Grazia), несколько картин в соборе Кордовы (относящиеся к 15401547 и к 15541558 гг.), в церквях в Эсихе, в Роте, в музеях Кордовы, Берлина, и Бухареста. В России Педро Кампанье приписывается исключительной красоты триптих «Распятие» в собрании гр. Е.В. Шуваловой (воспроизведен нами в «Худ. Сокровищах России» 1902 г.). Сын Педро, Juan de Сатрапа, писавший цветы, остался после отца в Севилье. Педро славился и своими знаниями по архитектуре, перспективе, астрономии, умением владеть оружием, а также мастерством в скульптуре.
2 Более всего композиция «Снятие со Креста» напоминает рисунок Рафаэля, известный по гравюре Маркантона.

Предыдущая глава

Следующая глава


Петергоф. Цветники под Большим Дворцом (А.Н. Бенуа)

Мастерская художника П.В. Васина (Зеленцов К.А., 1833 г.)

Ф. Сологуб. Оформление листа со стихами поэта в журнале "Мир искусства". 1911 г.


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 4 > Испанская живопись с XVI по XVII век > Испанский Ренессанс > Педро Кампанья
Поиск на сайте   |  Карта сайта