Истоки творчества Риберы
Влияние Караваджо на Рибальту подлежит некоторому оспариванию; совершенно же не может быть сомнений, что именно вождю натурализма обязаны самым существенным в характере своего творчества испанские художники следующего за Рибальтой поколения: его согражданин Хусепе Рибера и Хуан Баутиста Майно, один из учеников Греко.
Быть может, Рибера узнал о новом художественном учении от вернувшегося из Италии Рибальты, — несомненно, однако, что развилось его искусство уже на непосредственном изучении Караваджо. Майно художник несравненно меньшей силы темперамента, нежели Рибера, но и роль этого упорного методического сторонника натурализма в испанской живописи не следует игнорировать. Наконец, определенно караваджеским оттенком отличается и творчество третьего большого испанского живописца, открывающего вместе с Риберой и Майно эру расцвета, — Пабло Леготе; именно в нем теперь видят непосредственного предтечу Веласкеса.
Хотя Рибера из всех караваджистов тот, который остался более всего верен узким формулам своего образца (в живых Караваджо он едва ли мог застать, и теперь уже больше не принято считать Риберу учеником Караваджо), он в то же время доказал, что узость этих формул не может служить препятствием для создания глубоко впечатляющего искусства1.
1 Год и день рождения Jose или Jusepe de Ribera, прозванного в Италии, за его малый рост, «lo Spagnoletto», до сих пор не установлены, ибо нельзя быть уверенным в том, что документ, найденный в Хатибе (близ Валенсии) о рождении 12 января 1588 г. сына Joseph Benet'a у Llois'a Ribera, касается именно нашего художника (из других документов явствует, что отца Хосе звали Антоном); старые итальянские историки утверждают даже, что Рибера родился в неаполитанском Галлиполи или в Лечче; однако этому противоречит то, что сам Рибера в подписях указывает на свое происхождение из Валенсии. К сожалению, и дальнейшие биографические сведения также отнюдь не все заслуживают доверия. Предназначенный к ученой карьере, Хосе был отправлен из Хатибы в Валенсию, но здесь он выбрал живопись и поступил в ученики к старшему Рибальте; еще юным (todabia muchacho) художник попадает в Италию (Понц в своем «Viaje» сообщает, что он видел в библиотеке «Темпле» Валенсии ряд портретов, писанных Хосе до его отъезда в Италию), однако едва ли верно сведение, что он застал еще самого Караваджо, который скончался в Неаполе в 1609 г.; некоторое время Р. живет в Риме, состоя при дворе одного кардинала, затем он посещает Парму, где сильнейшее впечатление на него производят картины и фрески Корреджо, уже в значительной степени повлиявшего на Рибальту: наконец, Рибера поселяется в Неаполе, где в 1616 г. он женится на Катарине Аццолино — дочери живописца и скульптора из воска (старший сын из шестерых детей Риберы — Антонио — родился в 1627 г.) и где он быстро приобретает большую известность, пользуясь покровительством вице-королей Неаполя; с 1625 г. мастер член академии San Luca в Риме; в 1629 г. его посещает Веласкес; с 1631 по 1636 гг. он занят (вероятно, не покидая Неаполя) картинами, заказанными вице-королем Монтереем для монастыря св. Августина в Саламанке; с 1638 по 1643 гг. и в 1651 г. он исполняет ряд заказов для чертозы Сан-Мартино; в 1646 г. он принимает участие в работах по украшению живописью сокровищницы собора San Gennaro. Последние годы жизни мастера были омрачены похищением его талантливой дочери Анны-Луизы (род. 17 июля 1631 г.) бастардом Филиппа IV — Дон Хуаном Австрийским, познакомившимся с красавицей в замке наместника, куда Рибера с семьей скрылся от мятежа Мазаниелло (дочь Хуана и Анны Луизы — Маргарита — поступила впоследствии в монастырь Descalzas Reales под именем доньи Маргариты Австрийской). Умер Рибера в Неаполе 2 сентября 1652 г. Посетил ли Рибера родину после своего переселения в Италию — неизвестно, но скорее нужно предположить, что многочисленные картины мастера, имеющиеся ныне в музеях и церквях Испании (в одном Прадо их 58), были созданы им в Неаполе — в значительной части по заказам вице-королей и испанских грандов: Осуна, Альба, Алькала, Монтерей и Медина де лас Торрес. Укажем попутно, что, благодаря наместникам-меценатам, работы самого Караваджо, имевшиеся в Неаполе, могли также очень рано проникнуть в Испанию, в частности в Андалузию, и сыграть значительную роль в развитии севильской школы живописи. К шедеврам Риберы принадлежат: «Св. Мария Египетская» в Дрездене, «Поклонение пастухов», «Положение во гроб» в Лувре, «Pieta» и ряд декоративных фигур апостолов в неаполитанской чертозе Сан-Мартино, «Св. Антоний» в Эскориале, два варианта картины «Аполлон и Марсий» в Неаполитанском (1637 г.) и в Брюссельском музеях, «Венера и Адонис» в римской галерее Корсини, «Пьяный Силен» того же года, «Св. Иероним внимает звуку трубы» (1626 г.), «Св. Себастьян» (1628 г.), «Св. Онуфрий» — 1637 г. (последние три в Эрмитаже); знаменитая «Conception» в церкви Agustinas Descalzas в Саламанке (1635 г.) дошла до нас в искаженном реставрациями виде. Прекрасны также офорты (всего 26) мастера, немало способствовавшие быстрой популяризации искусства Риберы во всей Европе. См. A. L. Mayer «Jusepe de Ribera», Leipzig, 1908; P. Kristeller «Giuseppe Ribera» в «Museum», 1803, VIII; K. Woermann «Jusepe de R.» в «Zeitschrift f. В. К.», N. E, I, 1890; M. Utrillo «Jose de Ribera el Espagnoletto», Barcelona, 1907; W. Rolfs «Die Malerschule Neapels», гл. XLIV; P. Lafond «Ribera et Zurbaran» в серии «Les Grarrdes Artistes», Paris; Louis Ferdinand «Livre de portraiture recueilli des oeuvres de Josef Ribera dit l'Espagnolet et grave a l'eau forte par L. E», Paris, 1650.
Граф Зденко. 1908 г. | Виконт Ренэ де Божанси в образе Ринальдо. 1907 г. | Шествие волхвов (Беноццо Гоццоле) |