Бернардо Строцци

Каин и Авель (Пьетро Новелли) Однако, на самом деле, включение этих одиноких и самобытных художников в "школы" является чем-то произвольным и в высшей степени условным. Некоторое объединение школой допускают лишь генуэзцы1 и венецианцы2. Но и тут мы найдем, что гораздо больше общего, например, между Кастильоне, Беллой, французами XVIII века и итало-голландцами, нежели между тем же генуэзским мастером и Строцци; также встречаются многие родственные черты у Валерио Кастелло и Каваллино, у Маньяско и Розы, у Маньяско и Гварди, у Строцци и Джордано, у Прети и Креспи и т. д.

Наоборот, как мало их у Кастелло и Строцци, Маньяско и Кастильоне, Гварди и Канале. Нам представляется поэтому предпочтительнее установить при дальнейших характеристиках хронологический порядок и лишь сделать исключение для всей группы архитектурных пейзажистов и для нескольких венецианцев. Характеристики при этом приходится сделать очень краткими, что, по нашему глубокому убеждению, не отвечает действительному художественному значению данных мастеров.

Ряд "чистых живописцев" мы должны были бы начать с Бонони и со Скидоне, но о них мы уже говорили выше3. Вслед за ними по годам рождения идет Бернардо Строцци, генуэзец по происхождению, ученик тосканца Сорри и венецианец по последнему периоду своей деятельности4. Во многих отношениях Строцци является характерным натуралистом; он может быть причислен к караваджистам хотя бы по своей излюбленной формуле композиции с поколенными фигурами простонародного характера.

Но, кроме того, в живописи Строцци явно выразилось влияние более свободного искусства Рубенса, гостившего в Генуе в момент сложения личности художника и оставившего здесь ряд внушительных произведений.

Строцци первоклассный мастер, обладающий сочной техникой и прекрасным серебристым колоритом, и лишь известная узость и ограниченность мешают ему занять более значительное место в истории и пользоваться той популярностью, которая досталась другим художникам, едва ли более одаренным, но зато более восприимчивым к впечатлениям жизни или лучше отвечающим вкусу толпы. Еще для Строцци характерно то, что у него почти совершенно отсутствует пейзаж, и то, что художник, при всей своей склонности к "типичным" фигурам, является очень заурядным и склонным к тривиальности психологом.


1 Из второстепенных генуэзских художников XVII в. нужно еще упомянуть: превосходного рисовальщика и композитора Giovanni Battista Paggi (1554-1627), занимавшего в Генуе положение, аналогичное Караччи в Болонье и Прокаччини в Милане; художника, стоящего между академиками и натуралистами, и одного из самых популярных преподавателей школы - Domenico Fiasella "Sarzana" (1589-1669 гг.; красивая картина мастера "Эрминия у пастухов" в Palazzo Bianco); учителя братьев Шола, черноватого Giovanni Battista Capellino (1580-1651 гг.); эффектного Francesco Merano (1619-1657 гг.); сыновей Доменико Пиолы: Paolo Girolamo (1666-1724 гг.), Antonio и Giovanni Battista, означающих уже склон к маньеризму "рококо". К великолепному портретисту Giovanni Battista Carbone (1614-1683 гг.), живопись которого так легко принять за самого ван Дейка, мы еще будем иметь случай вернуться; хорошими портретистами были также Giovanni Francesco Cassana (1611-1691 гг.) и его сын, упоминаемый нами ниже Niccolo, работавший при тосканском и лондонском дворах (умер в 1714 г.).
2 Перечислим для памяти наиболее выдающихся венецианских живописцев за XVII век, начиная с того момента, когда погасла деятельность прямых последователей Тинторетто Пальмы Младшего и Веронезе, и кончая тем временем, когда уже во всем блеске развертывалось творчество Тиеполо. В первые две трети XVII века Венеция славилась искусством: Alessandro Maganza, Leonardo Corona, Giovanni Contarini, Alessandro Turchi 1Oibetto, обоих Varotari, Dario и Alessandro "Padovanino", Santa-Peranda, Pietro Liberi, Pietro Malombra, Pietro deile Vecchia, Jan Lysa, B. Strozzi, K. Lotha, Girolamo Pilotto, G. B. Novelli; портретистов Tiberio Tinelli, Girolamo Ferabosco, P. Bellotti (его же кисти имеются отличные этюды во вкусе натуралистов), Е. Seb. Bombelli, учителя Риччи Federigo Cerutti, G. A. Fumiani, Celesti, Fr. Maftei, Antonio Zanchi, обоих Carpioni, Antonio Molinari, Antonio Bellucci, Giovanni Segala. Открывается живопись сеттеченто в Венеции творчеством Gregorio Lazzarini, N. Bambini, Gaspero Diziani, Vittore Ghislandi, Louis Dorigny, Antonio Balestra, Seb. Ricci, Giuseppe Nogari, A. Pellegrini, Jacopo Amigoni, G. B. Piazetta. Одновременно с Тиеполо работают: Gianbellino Cignarolli, Maggiotto и бесчисленные декораторы (среди них Fontebasso, Guarana, Fabio Canal), жанристы Rotari, Flipart, Longhi, портретисты Rosalba Camera, Pavona, Ales. Longhi, пейзажисты M. Ricci, оба Canaletto, Zucarelli, Zais, Guardi и перспективисты Piranesi, Gaspari, Visentini.
3 Здесь мы считаем нужным дать хотя один образец творчества Бонони, единственный имеющийся в фотографическом воспроизведении и, к сожалению, не самый характерный. - В некоторых своих композициях к Бонони приближается ученик Гвидо Рени, уроженец Реджо Luca Ferrari (1605-1654 гг.), отражающий также влияния своего учителя и Альбани.
4 Живописец и инженер Bernardo Strozzi, прозванный "il Cappuccino" и "il Prеte Genovese", родился в Генуе в 1581 г.; ученик Валерио Корте и сиенца Пьетро Сорри; семнадцати лет С. поступает в капуцинский монастырь, который он, с разрешения генерала ордена, покидает в 1610 г. для того, чтобы вступить в ряды светского духовенства и тем самым иметь возможность содержать свою оставшуюся без средств семью; в 1630 г., по смерти матери С., капуцины требуют его возвращения и арестовывают художника, не желавшего добровольно снова замкнуться в стенах монастыря; С. удается, однако, бежать, и последние годы мастер проводит в Венеции, где он завоевывает себе большую известность и где он умирает в 1644 г. - Картины Строцци можно изучать, главным образом, в галереях и церквях Генуи, но характерные образцы его мощного творчества ветречаются и в музеях Эрмитажа, Лувра, Дрездена, Венеции (там же в церкви S. Benedetto "Св. Севастиан"), Христиании, Турина, Вены, Ганновера и т. д.

Предыдущая глава

Следующая глава


Омовение ног - фрагмент (Я. Тинторетто)

Зима (Йоос де Момпер)

Пейзаж (Лукас Валькенборх)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Итальянская живопись в XVII и XVIII веках > Живописцы эпохи Барокко > Бернардо Строцци
Поиск на сайте   |  Карта сайта