Живопись Роза: возбуждение и страсть
Считается, что в пейзаже Роза примыкает к Клоду Лоррену, но эта близость Розы к Клоду может быть оспариваема. Всего характернее для Клода его вдумчивость, строгость и постоянное спокойствие. Наоборот, настоящей стихией Розы была буря. Иногда склонность его к подражанию, к "состязанию" с другими художниками на их же поприще, приводила его к таким лорренским картинам, как его знаменитые "Гавани" в Питти, но такие же случайные черты сходства Роза обнаруживает и с Ботами, и с Дюге, и с Альбани. Настоящее же понимание Розой пейзажа выражается в его "диких местностях", разбойничьих берлогах или еще - в морских ураганах. Для этих картин как нельзя более пригодилась и техника, свойственная Розе: терпкая, жесткая, отрывистая, не ведающая никакой "ласки" (в "спокойных" пейзажах, напротив того, он впадает в зализанность), для них подошли и некоторые свойства (и даже самые недостатки) его колорита: черноватость теней, предпочтение уныло-серых, холодно-сизых и бурых красок. Наконец, всегда наслаждение доставляет в свободных и характерных для Розы пейзажах темп работы, выдающий чрезвычайное возбуждение и неукротимую страстность.
Возбуждением и страстью дышат также знаменитые "баталии" Сальватора - картины, доставлявшие ему наибольшую популярность в те воинственные дни (одна из самых знаменитых была заказана Людовиком XIV и украшает теперь Лувр). Уже до Розы существовал и даже процветал батальный род живописи. Не говоря о батальных "шпалерах" и картинах на воинственные темы великих мастеров: Винчи, Рафаэля, Тициана и Рубенса, специально сражениями занимались многочисленные живописцы, набившие себе руку на изображении лошадей, вооружения, фортификаций и специальных эволюции. Особенно ими были богаты Нидерланды. Баталии охотно писали и художники "испанских" провинций - Снайерс, Вранкс, и художники Голландии: Дрокслоот, Эзайас ван де Вельде, Палламедес, и масса других. В моде были эти присяжные военные хроникеры не только у себя на родине, но и за границей.
Новую струю в это дело вносит затем более нервное и свободное искусство Калло, а его достижения удалось перевести с языка графика на язык живописи непосредственному предшественнику Розы - неаполитанцу Фальконе. Розе принадлежит, наконец, честь сообщить формулам последнего более "сознательный" характер и как бы даже известную тенденции. Все живописцы изображали до него одну лишь "веселую" сторону войны; на их картинах царит то же забавное настроение, что и в играх детей или на охотах. Роза становится певцом воинской ярости; он, едва ли видевший хотя бы единый бой на самом деле, умел так себя возбудить страницами истории, повестями и рассказами очевидцев, что из его картин точно доносятся вскрики вызовов, вопли раненых, ржание и топот лошадей, лязг оружия и гром пушек1.
Очень неровен Роза в своих исторических композициях. Там, где он идет (как, например, в эрмитажном "Блудном сыне") строго по стопам Караваджо, он и жизнен, и живописен. Прекрасны также картины с "историческими" сюжетами мастера, в которых преимущественное значение придано пейзажу (например, "Дюген" в Питти).
Наоборот, менее отрадны те композиции, в которых художник пытается поразить глубиной своих идей, - те самые картины, которыми более всего восхищались в захваченное литературностью время романтизма. Этим надуманным, тусклым, "потухшим", лишенным красочного пятна картинам Розы, в которых смелость идеи давно утратила свою прелесть, мы предпочитаем его нервные и столь изобретательные офорты, в которых он отчасти идет по стопам Пьетро Тесты, превосходя, однако, последнего гибкостью штриха и жизненностью замыслов.
Искусство генуэзца Бенедетто Кастильоне сложилось под влиянием целого ряда мастеров: Бассано, Рубенса, Снейдерса, Строцци, Дейка и менее видных художников, гостивших в Генуе: Яна Рооса и обоих де Валь2. Тем не менее, Кастильоне очень своеобразный художник и создатель совершенно особого типа картин, носившего еще в XVIII веке его имя. "Dans le gout de Castiglione" не гнушались открыто работать даже и такие первоклассные художники, как Буше и Фрагонар, не говоря уже о менее выдающихся живописцах - Лугербуре, Гюэ, Казакове, Джоне Вебере и других.
1 Вполне основательно Розу считают родоначальником того рода живописи, который дал впоследствии героические страницы Гро, Жерико, Невилля и даже обличительную эпопею Верещагина. Прямыми же последователями Розы являются баталисты XVII и XVIII веков французы - Куртуа "Бургиньон", Жозеф и Шарль Паросель, франко-фламандец Адам ван дер Мейлен, венецианцы - Симонини и Казанова.
2 Giovanni Benedetto Castiglione, прозванный "il Grechetto" и "Benedetto", родился в Генуе в 1616 г.; ученик Паджи (до 1627 г.) и Джованни Андреа де Феррари, который мог натолкнуть Кастильоне на изучение живописи ван Дейка (последний, по одним сведениям, посетил Геную впервые еще в ноябре 1621 г., по другим - в. Дейк отправился в Италию лишь в 1622 г., во всяком же случае, великий ученик Рубенса был в Генуе второй раз в конце 1623 г. и в начале 1624 г.). В 1650 г. Кастильоне отправляется в Рим, а оттуда совершает путешествие по всей Италии, посещает Неаполь, Флоренцию, Болонью, Модену, Парму и Венецию; вероятно, уже с 1654 г. К. занимал место придворного живописца при мантуанском дворе (некогда занимавшееся Рубенсом и Фети), и в Мантуе он и умер, по одним сведениям (Soprani), в 1670 г., по другим (dArco) - в 1665 г. - Два сына Кастильоне работали в манере отца. - Из ближайших последователей мастера особенного внимания заслуживает упоминаемый в тексте генуэзец, ученик фламандца Vincenta Malo, Anton Maria Vassallo, работавший и скончавшийся в Милане (Эрмитаж обладает двумя прекрасными картинами этого художника); среди дальних подражателей Кастильоне мы находим, кроме Буше и Фрогонара: Жана Баттиста Гюэ (Huet), Карла Ванлоо, Лутербура, Казанову, англичанина Вебера и многих других. Отношение Кастильоне к "генуэзским фламандцам", к де Валю, к Розе и к ученику Рубенса Jany Thomas (1617-1673 гг.) до сих пор не исследовано, но вообще черты фламандской живописи сказываются в нем в сильнейшей степени. - Лучшие картины К. находятся в Дрездене, Вене, Мадриде и Генуе. В России можно иметь полное представление о живописи мастера по восхитительной картине Румянцевского музея, в котором имеется и интересный образчик "живописи во вкусе Кастильоне" - картина (копия?) ван Лоо: "Стадо". Две прелестные картины мастера - "Сотворение мира" и "Орфей" - служат лучшим украшением собрания г. Адабаша в Петербурге. Восхитительны офорты мастера, особенно сильно обнаруживающие влияние Рембрандта. Недостаток точных сведений не позволяет нам остановиться на личности упомянутого только что в качестве учителя Кастильоне Джованни Антонио Деферрари (или деФеррари, 1598-1669 гг.), несмотря на выдающееся достоинство его картин (в Парме "Ной и сыновья" и в генуэзском Palazzo Bianco "Освобождение св. Петра") и на то положение, которое этот ученик Строцци занимает в генуэзской живописи, являясь, в свою очередь, учителем всех лучших лигурийских живописцев: Valerio Castello, Bernardo Carbone, G. В. Сгосе и других.
Шествие волхвов (Беноццо Гоццоле) | Святая Марина Магдалина и Святая Екатерина (К. Витц) | Нянюшка с ребенком. 1911 г. |