Пиетро Новелли. Микко Спадаро
Сицилиец Пиетро Новелли в самую цветущую пору своей деятельности также отражает фламандские влияния - но только скорее влияние ван Дейка, гостившего в Палермо в 1620 гг., нежели Рубенса1. И у Новелли фламандские черты сочетаются с чертами явно караваджеского характера. Но иногда (особенно во фресках) этот гибкий мастер идет по стопам болонцев Ланфранко и Альбани, а иногда он до странности близок к испанцам и даже к величайшему среди последних - к Веласкесу.
Картина Новелли "Св. Бенедикт благословляет хлеба", не будь она удостоверена документально в качестве его произведения, стала бы головоломкой для стильной критики, - настолько смешение разнородных элементов в ней произошло свободно и красиво. Это одно из самых блестящих произведений века, свидетельствующее о том, что и на самом южном конце Италии художественная культура была в полном расцвете.
Вне сомнения, более внимательное отношение к сицилийской живописи покажет со временем, что она была не только "колонией" неаполитанских караваджистов, но и самостоятельным животворящим очагом. Недаром из той же Сицилии сто с лишком лет до того вышел один из самых изумительных мастеров живописи - Антонелло да Мессина, нашедший чем поделиться даже с таким колоссом, как Джованни Беллини.
Неаполитанец Микко Спадаро писал ординарные декоративные фрески и довольно скучные церковные картины того среднего между натурализмом и академизмом стиля, главными представителями которого в Неаполе были знаменитые в свое время Массимо Станционе и Андреа Ваккаро (два художника, кстати сказать, вполне достойные занять места рядом с лучшими болонцами и второстепенными испанцами)2.
Однако не этими произведениями заинтересовывает нас Спадаро, но несколькими картинами, рисующими многолюдные сцены. Рядом с Маньяско и до него, эти картины Спадаро, на которых изображены процессии, массовые молитвы и знаменитая чума, посетившая Неаполь в середине века, представляют собой "самое нервное", что дала итальянская живопись.
Рисунок тысяч тощих, вытянутых фигурок, населяющих эти картины, далеко не правильный, их группировка не отличается большой стройностью, и даже нет в этих коричневато-оливковых картинах красочных чар, но все же они западают в память как нечто такое, что при "статических" средствах живописца лучше всего выражает движение, возбужденную суетливость уличных масс.
При многих чертах сходства со Спадаро и с их общим источником - Калло, Белла выдает свое флорентийское происхождение тем, что все у него исполнено ритма, что сами бурные и даже жестокие и жуткие сцены, сами многолюдные сборища носят на себе отпечаток ясного ума и чарующего чувства формы3. Вот итальянский художник, которого нельзя упрекнуть в узости.
1 Живописец и архитектор Pietro Novelli родился в Монреале 2 марта 1603 г.; сын и ученик живописца-мозаичиста; еще до смерти отца (в 1625 г.) Н. переселяется в Палермо, где он поступает к Вито Карреру и знакомится с живописью ван Дейка, покинувшего Палермо после нескольких месяцев пребывания - в 1624 г.; кроме Дейка, живопись Н. отражает влияния Караваджо, Рибейры и Доменикино; одно время Н., вследствие любовных похождений, вынужден был скрываться в поместье Богерия, принадлежавшем его покровителю, князю Вальдино; отсюда художник отправился в Рим; в июне 1633 г. Н. уже снова в Монреале. Первые монументальные произведения мастера на родине - в Ospedale Grande в Палермо (1634 г.) и в портике Монреальского собора (1633 г.) - к сожалению, погибли; к 1635 г. относится картина "Св. Бенедикт" в С. Мартина и, вероятно, к тому же году картина "Св. Бенедикт благословляет хлеба" в бенедиктинском монастыре в Монреале; в 1636 г. мастер пишет большие картины для S. Niccolo de Tolentino, в 1637 г. "Св. Марию Египетскую" (Палермский музей) и в том же году расписывает фресками нижние залы дворца парламента; работы мастера в "Бадии" были начаты еще в 1629 г., но окончены гораздо позже; умер Новелли от раны, нанесенной ему во время уличного мятежа 25 августа 1647 г. - Произведения Н., кроме упомянутых монументальных работ, сохраняются в музеях Неаполя, Катании, Палермо, в соборе Piana dei Greci (окрестности Палермо), в палермском "Oratorio del Rosario".
2 Domenico Gargiuolo, прозванный "Micco Spadaro", родился в 1609 или 1610 г.; считается учеником Аньелло Фальконе, однако церковные картины мастера выдают скорее влияние Ваккаро, тогда как в картинах с небольшими фигурами - настоящая область Спарадо - сказываются отголоски Калло и Стефано делла Белла (де Доменичи, обращавший уже внимание на сходство с Калло, рассказывает, что С. оставил после смерти значительную коллекцию гравюр названных двух мастеров); большие заказы, начиная с 1638 г., С. имел от чертозы Сан-Мартино; умер мастер, согласно Доменичи, в 1679 г. (скорее гораздо раньше - в 1665 г.). - Из картин Микко Спадаро назовем: "Чуму в Неаполе" (1656 г.), "Благодарственную молитву картезианцев за избавление от чумы", "Поклонение пастырей", "Мучение св. Севастиана", "Баталию", "Смерть Авессалома" (все пять в Неаполитанском музее), "Мадонну" в церкви "Donna Romata", "Торжественную процессию по случаю прекращения извержения Везувия в 1631 г." в собрании герцога Della Regina, фрески пейзажного характера в одной из капелл Сан-Мартино. - Со Спадаро сотрудничал архитектурный живописец римлянин Viviano Codazzi, которому и принадлежат перспективные фоны на картинах, идущих под одним именем "Спадаро". Близко к Спадаро стоит другой неаполитанский мастер - Carlo Coppola, кисти которого принадлежит "Поход" в Неаполитанском музее.
3 Stefano dеlla Bella, сын скульптора, родился во Флоренции 18 мая 1610 г.; сначала ученик золотых дел мастера и медальера, затем, с 1623 г., - гравера Орацио Ванни; многим юноша был обязан копированию офортов Калло, который к этому времени уже успел переселиться из Флоренции во Францию; более правильным руководством стал пользоваться лишь после того, как поступил к Джованни Баттиста Ванни и к Чезаре Дандини (у которого учился и Кортона); первые самостоятельные опыты Б. относятся к 1626-1627 гг.; с этого времени художник начинает пользоваться милостью регента Тосканы, дона Лоренцо, благодаря которому Белле удалось попасть и в Рим; здесь Б. создает первое свое "гениальное" произведение - "Польское посольство гр. Осолинского" (1633 г.) и сближается с венецианцем Либери; к 1634 г. относится серия "Гаваней", к 1637 г. серии, увековечившие придворные празднества во Флоренции по случаю бракосочетания Фердинанда II; в 1639 г. Б. переселяется в Париж, где он, войдя в сношения с издателем Калло (Israel Henriet) и с другими типографами (Mariette, Langlois), выпускает одну задругой свои восхитительные серии: "Agrеable diversitе de figures" (1642 г.), "орнаменты", "фризы", "элементы" (1648 г.), "Diversi figure e paesi" (1649 г.) и отдельные листы: "Осада Арраса" (1641 г.), "Le reposoir du S. Sacrement" (1645 г.) и упоминаемый в тексте "Le Pont Neuf" (1646 г.). В 1647 г. мастер совершает путешествие по Нидерландам, где его портрет пишет упомянутый выше караваджист Стокаде. К 1650 г. Белла возвращается на родину и в том же году, в обществе юного фламандского живописца Liviusa Mehus, он отправляется вторично в Рим, где художник живет до 1652 г. и куда он еще раз приезжает в 1656 г.; к последним годам жизни, проведенным Б. во Флоренции, в своем роскошном доме, относятся разные пейзажи, серии римских руин (1656 г.) и серия "Пляски смерти", особенно сближающая Беллу с Гойей; умер мастер в 1664 г., после года болезни. Непосредственными "источниками" Беллы, кроме Калло, можно еще считать творение знаменитого в свое время архитектора, декоратора, механика, гравера и преподавателя аристократических любителей Giulio Parigi (ученика архитектора и декоратора Буонталенти), а также сотрудника Париджи - Remigio Cantagallina, под руководством которых одно время находился и сам Калло. Произведения этих флорентийских граверов не выходят за пределы изящной каллиграфии и "придворных протоколов", но несомненно все же, что мастерские приемы, с которыми оба художника вмещали в крошечное пространство сотни фигур и далекие перспективы, пригодились в высшей степени как Калло, так и Белле, сумевшим одухотворить эти формулы. Из графиков, работавших во Флоренции в дни Беллы, можно еще упомянут: Melchiore Gheraldini, Francesco Luccini, Ercole Bazzicaluve.
Благовещенье (Фра Беато Анджелико) | Пасущиеся олени (живопись каменного века) | Наскальное изображение бизона (Альтамира, палеолит) |