Римский академизм

Падение Симона-Мага (Помпео Батони)К благу римской школы, значение Арпино было поколеблено творчеством целого ряда пришлых художников, из которых достаточно упомянуть всех корифеев болонской школы, а также такого "атлета живописи", как Караваджо. Характерные для Рима мастера XVII в. если не отличаются большой жизненностью, то все же они не удовлетворяются той легкой виртуозностью, которая была основой искусства Арпино.

Перед нами проходят: известный историк Джованни Балиони, оказавшийся склонным к влиянию Караваджо, к которому, однако, в своих "Vite" он отнесся скорее отрицательно1; Андреа Сакки, остроумно связавший в одно целое то, что он высмотрел у Караваджо, с тем, что ему казалось приемлемым у академических художников2; приближающийся к Кристофано Аллори и Маттео Росселли - Пьетро Паолини (1603-1681); Сассоферрато3, имеющий много общего с добросовестным, строгим Доменикино и разделявший с Дольчи, на протяжении трех веков, симпатии большой публики; наконец, художником, полным изобретательности, а иногда и истинной фантастики, является Пьетро Теста, офортами которого были наполнены папки академических художников, оказывая неоценимые услуги их вялому воображению, подстрекая и "выручая" его; вместе с гравюрами французов Лафажа и Лепотра эти композиции Теста служили главными источниками для того, что можно назвать "эквилибристикой" академического сочинения4. Несколько ближе к нужному искусству Альбани стоит Филиппо Лаури (1623-1694), которого мы знаем главным образом как автора фигур на пейзажах Клода Лоррена, но который был, кроме того, очень умелым и тонким композитором, удачно писавшим небольшие картины (преимущественно вакханалии).

Своего апогея римский академизм достиг в лице Карло Маратти5, самого приторного и самого холодного из академистов, пришедшегося чрезвычайно по вкусу как церкви, так и аристократам. Сотнями писал Маратти образа Богоматери, за что и получил свое странное прозвище "Carluccio dеlle Madonne", но и, кроме того, им исполнены картины и фрески на самые разнообразные сюжеты, за редкими исключениями вызывающие ныне одно лишь чувство скуки. Что Маратти, однако, был жертвой своей эпохи, формализма академической системы и что в художнике крылось большое и подлинное дарование, в этом не приходится сомневаться; достаточно, если мы вспомним его полные жизни портреты (один из лучших - папы Климента IX - в Эрмитаже) и его ранние фрески в римском S. Isidoro, в котором мастер является блестящим соперником Чиньяни и Франческини; впрочем, и в самых шаблонных картинах Маратти поражаешься уверенной гибкостью письма и необычайным чувством ритма.

В течение всего XVIII в. Рим сохраняет значение "образцовой академии"; теперь, именно с конца XVII в. и до самой середины XIX, "вечный город" становится еще более, чем прежде, тем обязательным университетом, куда стекаются со всего света для довершения своего образования все даровитые юноши, а для Франции, с дней Людовика XIV, здесь основывается особое учреждение "Acadеmie de France", далеко не оправдавшее возложенных на него надежд, но в продолжение двух веков не без пышности игравшее роль какого-то художественного посольства при Форуме и Ватикане. От французов не отставали и немцы. В Риме вырабатывается Винкельманом и Менгсом обновленная на изучении антиков теория академизма, и на Рим немецкие художники (а вслед за ними и наши соотечественники) приучаются смотреть как на художественный курорт, в котором можно окончательно сбросить с себя всякие следы варварства.


Св. Цецилия (Карло Дольчи)1 Cavahere Giovanni Baglioni, прозванный "il Sordo del Barozo", родился в Риме в 1571 г.; ученик Франческо Морелли. Его фрески украшают церковь S. Maria dell'Orto, а в S. Niccolo in Саrcerе находится его красивая картина "Тайная вечеря". Умер Б. в 1644 г. в Риме.
2 Andrea Sacchi родился в Риме в 1599 г.; ученик своего отца Бенедетто и Альбани (в Болонье). В Риме Сакки занял особое положение благодаря своему критическому отношению к поверхностному искусству Кортоны и к "грубому" натурализму Караваджо. Умер мастер 81 июня 1661 г. Из произведений Сакки наибольшей известностью пользуется картина Ватиканской Пинакотеки "Беседа св. Ромуальда с монахами", построенная на эффекте белых монашеских облачений и служившая одной из основных прописей академий.
3 Giovanni Battista Salvi, прозванный "Sassoferrato", сын живописца Тарквино Сальви, родился в Сассоферрато (Анконская Марка) 11 июля 1605 г.; ученик своего отца и Якопо Виньяли. В юности он попал в Рим, где, по преданию, его учителем был Доменикино и где он образовал свой стиль на усердном изучении Альбани, Гвидо и Рафаэля. Умер Сассоферрато 8 апреля 1685 г. Особенной популярностью пользуются небольшие "Мадонны" мастера.
4 Pietro Testa il Lucchenino родился в Лукке в 1611 или 1617 г.; ученик Паолини, Кортоны и Доменикино. Т. страдал припадками меланхолии и крайне неуживчивым нравом. Он погиб в водах Тибра в 1650 г. - вероятно, жертвой мести. Картины его имеются в римском S. Martine in Monti и в галерее Капитолия.
5 Cavaliere Carlo Maratta, или Maratti, прозванный "Carluccio dеlle Madonne", родился в Камерано (Анконская Марка) в 1625 г., но уже c 11 лет жил в Риме, где он поступил в ученики к Андреа Сакки, под руководством которого в продолжение 19 лет изучал и копировал произведения великих мастеров. Вернувшись на время на родину, он снова отправился в Рим в 1650 г., в свите кардинала Альбрицио, анконского губернатора, и тогда же им выставлена первая картина. Успех не замедлил явиться, и вскоре Маратти сделался излюбленным художником не только Рима, но и всего избранного общества Европы: Людовик XIV возвел его в достоинство своего камерного живописца, папа Иннокентий XI назначил художника главным хранителем Ватикана, а Климентом XI ему было поручено произвести ответственную реставрацию всех фресок Рафаэля и его сотрудников (работа, подвергшаяся в последующие времена несправедливо строгой критике). Умер М. в Риме 15 декабря 1713 г. Из многочисленных учеников мастера назовем грациозного венецианца cavaliеre Niccolo Bambini (1651-1736) и Агостино Мазуччи.

Предыдущая глава

Следующая глава


Памятник Джону Гоквуду в флорентийском Дуомо (П. Учелло)

Иллюстрация

Темница (Дж. Б. Пиранези)


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Итальянская живопись в XVII и XVIII веках > Храмы искусства > Римский академизм
Поиск на сайте   |  Карта сайта