"Образцовая академия"

Не одни только неисчислимые сокровища античного, ренессансного и барочного искусства сохраняют за Римом это значение - здесь созидается все время "новое" искусство, которое для людей, удовлетворяющихся внешностью, в продолжение двух веков могло казаться достойным творчества древних, Рафаэля, Микель Анджело и Караччи. Здесь работает изменивший заветам своей родины венецианец Франческо Тревизани (1656-1746), здесь же протекает деятельность "Рафаэля XVIII века" - Помпео Батони1, техническое великолепие и композиторская находчивость которого почти способны искупить напыщенную пустоту его искусства.

В Риме же работают позже два самых знаменитых представителя итальянского неоклассицизма: Камуччини2, поверхностное и театральное искусство которого не давало покоя русским знатокам, и Бартоломео Пинелли, едва ли не самый изящный, но и самый поверхностный в многочисленной семье художников, набивших себе руку на срисовывании античных барельефов и статуй3.


1 Cavaliеre Pompeo Girolamo Batoni родился в Лукке в 1708 г.; по одним сведениям, ученик Дж. Д. Бруджери, Дж. Д. Ломбарди, Себастиано Конки, Агостино Мазуччи и Франческо Фернанди "Империали", по другим - автодидакт, готовившийся сначала быть ювелиром. Батони противопоставляют Менгсу, утверждая, что первый сделался живописцем по страсти, второй - следуя велениям рассудка. Славился не только своими историческими картинами, но и портретами. Умер Батони в Риме в 1787 г.
2 Barone (титул дарован Пием VII) Vincenzo Camuccini родился в 1773 г. в Риме; ученик своего брата - реставратора картин Пьетро, гравера Борубелли и Корви, но главным образом Камуччини обязан своему изучению мастеров "золотого века". Из картин его особенно замечательны: "Смерть Цезаря" (1797 г.), "Ромул и Рем" (собр. Шенборн), "Отъезд Регула", "Сретение Господне" в S. Giovanni в Пьяченце, "Неверие Фомы" (собор св. Петра в Риме), "Сошествие в ад" (1829 г.), "Бенедиктинцы в Англии" (1833 г.), "Видение Савла" в "Тге Fontаne" в Риме (1834 г.). Камуччини был одним из лучших портретистов своего времени. Умер мастер в 1844 г. в Риме.
3 Bartolommeo Punelli родился в Риме 20 ноября 1781 г.; ученик Академии S. Lucca, П. особенно известен как автор рисунков и офортов бытового и исторического содержания, но им написано также немало картин и вылеплено несколько очень самобытных скульптурных групп (две в собрании гр. А. А. Орлова-Давыдова в Петербурге). Умер П. 1 апреля 1834 г. в Риме.

Предыдущая глава

Следующий раздел


Алтарь отцов Церкви (Михаэль Пахер, ок. 1483 г.)

Музыкант (Ж.О. Фрагонар)

Петергоф, Вазы у канала. 1942 г.


Главная > Книги > История живописи всех времён и народов > Том 3 > Итальянская живопись в XVII и XVIII веках > Храмы искусства > "Образцовая академия"
Поиск на сайте   |  Карта сайта